Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Малюкова Галина Юрьевна

Организация: МКДОУ детский сад №19- Центр развития ребенка

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»1: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.  Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства».

Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка.   Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.» Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика — это приобщение к искусству.

Эстетическое воспитание включает:

  • знание законов, по которым создаются произведения искусства;
  • воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;
  • развитие творческих способностей.
  • Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.

Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:

  • рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.
  • эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.
  • ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.

Задачи эстетического воспитания по программе:

  1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
  2. воспитывать эстетику поведения.
  3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.

Основные средства эстетического воспитания:

Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно отобрать средства.

  1. окружающая действительность, но в ней есть + и -. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.
  2. природа.
  3. занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
  4. эстетика быта.

Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).

На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных инструментах.

В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры.

Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов). Старшие дошкольники постепенно должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный материал.

Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего» Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.

Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями. Если на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, то можно получить следующие результаты:

  • повысить уровень эстетического развития старших дошкольников;
  • обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию дошкольников; установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса;
  • повысить эффективность работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира;
  • получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в целом.

Если на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, то можно получить следующие результаты:

  • повысить уровень эстетического развития старших дошкольников;
  • обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию дошкольников; установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса;
  • повысить эффективность работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира;
  • получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в целом.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Большая энциклопедия природы для детей. — М.: Гриф-фонд Межкнига, 1994. — 256 с., 300 цв.ил.
  2. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду».
  3. Белавина И., Найденская Н. «Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников младших школьников». - М.: Лайда, 1995.
  4. Бобылева Л. «Экологические занятия дошкольников». «Дошкольное воспитание», № 7,1997 г.
  5. Вересов Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников». «Дошкольное воспитание». 1995.г.
  6. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». - М.: Просвещение, 1993.
  7. Виноградова Н.Ф., Кусынова Т.А. «Дети и взрослые вокруг». М.: Просвещение, 1993.
  8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с., ил.
  9. Гайдаман А., Тайттоней Т. «Социально-экологический идеал». «Дошкольное воспитание», № 1. 1990 г.
  10. Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней». «Дошкольное воспитание», № 1, 1993 г.
  11. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 110 с., ил.
  12. Жуковская Р.Н. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238 с.
  13. Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду». - М.: Новая школа, 1995.
  14. Николаева С.Н. «Игра и экологическое воспитание». «Дошкольное воспитание». № 12, 1994 г.
  15. Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996.
  16. Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Новая школа,1993.
  17. Николаева С.Н. «Программа «Юный эколог». «Дошкольное воспитание», № 9, 1994 г.

 

Опубликовано: 25.12.2016