Музыка в повседневной жизни детского сада

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Менжулина Жанна Валериевна

Организация: МКДОУ детский сад №19-Центр развития ребенка

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

Музыка  возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных  предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.
В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое  воздействие на общее развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важно использовать в работе с детьми полноценную  в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней. 

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной  деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внешкольная работа), представляется более правомерным обозначить три формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни (быту) детского сада и музыка в семье.

При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) детского сада объединяет в себе все формы музыкальной  деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.).
Если  музыкальные занятия, как и занятия  вообще, являются основной формой учебной  деятельности в детском саду и  воспитательно-образовательный процесс  осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей  высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий.

Музыкально-дидактические  игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше – ниже, длиннее – короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности.

Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Чтобы ребенок  успешно и хорошо говорил, не надо заставлять его что-то учить. 
К таким  выводам пришли ученые из Франции  и Португалии после совместного  исследования, результаты которого потрясли научный мир. Музыкальное образование  должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между  всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и  физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. 
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным  сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. 
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной  отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь  учится воспринимать музыку, двигаться  в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свои рассказы исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.  
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. 
Музыка  помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Некоторые пьесы и музыкальные композиции, прослушанные детьми в записи в начале занятия, создают определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить веселых и смешных персонажей в рисунке.
На  занятиях по рисованию в младшей  группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время  вносит элемент игры — ритмичные  мазки называет капельками дождя. 
Музыка   в   различных   видах   деятельности  дошкольника   должна найти применение благодаря  активной организаторской деятельности педагога.
Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает  детей новыми впечатлениями и способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Опубликовано: 25.12.2016