Роль и место музыки в детском саду

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Менжулина Жанна Валериевна

Организация: МКДОУ детский сад №19-Центр развития ребенка

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

 «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье

всему существующему, делает человека счасливым…

Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.»


Платон


Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.

Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки. 
Музыка  в  жизни детского сада—это одна из важных форм организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттрак-ционыит.д.), праздничные утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности  воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует  музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.

Виды  музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают. Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания.  Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

Используется  в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные  впечатления. Педагог может сосредоточить  внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.

В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры).
Беседа-концерт  может быть посвящена творчеству композитора (И.С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П.И. Чайковский и другие), рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди), унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.

Необычные новые музыкальные впечатления  обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.
На занятиях под руководством педагога ребенок  овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические  навыки и умения, учится играть на музыкальных  инструментах. С помощью этих видов исполнительства педагог стремится заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.

В повседневной жизни детского сада  ребенок  использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе. В самостоятельной  деятельности качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем  на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей. 
 
Музыкальный руководитель  ведет работу в двух направлениях — с детьми и воспитателями.   Давая воспитателям задания, музыкальный  руководитель   должен дифференцированно  подходить к каждому ,  учитывая его силы и возможности.

Функции музыкального руководителя и воспитателя  могут быть рассмотрены в опоре  на общепедагогические функции. Педагог, ученый А.И. Щербаков называет восемь функций: информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, разделяя их на две группы. Первые четыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Педагогические функции развивают  способности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентации. Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.   Исполнение музыкальных произведений для детей — основное умение педагога — должно быть профессиональным, ярким.  Восприятие  музыки углубляется при осознании  ее эмоционально-образного содержания. Поэтому доступное детям пояснение содержания музыкального произведения также важнейшее умение, необходимое музыкальному руководителю.

Музыкальный руководитель должен также знать  методические приемы, эффективные для  определенной возрастной группы детей, уметь творчески их применять.
Своеобразие информационных функций музыкального руководителя и воспитателя во многом объясняется также тем, что формы организации музыкальной деятельности, в которых они общаются с детьми, различны.
Музыкальный руководитель (при участии воспитателя) проводит музыкальные занятия, праздники, развлечения. Воспитатель общается с детьми в быту—руководит самостоятельной  деятельностью, организует игры, слушание музыки, готовит инсценировки и т. д. Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию детей он осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии.

Мы  стремимся различными средствами сделать  детскую жизнь радостной, красивой, обогатить детей художественными впечатлениями. Праздничный утренник, и просто музыка в быту детского сада включает в себя целый комплекс различных видов искусства. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры.

Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив и отзывчив на все, что дается в яркой, увлекательной форме, а потому праздники, развлечения и просто музыка являются могучим воспитательным средством. Они не только доставляют детям радость, но и обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор: дети приобретают новые знания, закрепляют уже имеющиеся.

У них развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности, воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи.
Музыкальный руководитель принимает активное музыкального участие в развитии самостоятельной музыкальной руководителя деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музы­кальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на Инструментах. Совместно продумывается планирование работы организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Он заходит в группы \и наблю­дает за детьми. Ведь много в своих, занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они на­учились и, главное, воспиталась ли у них потребность к самостоя­тельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необхо­димые советы, оказывает практическую помощь в руководстве са­мостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. 
 

 

Список  литературы
 

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: "Просвещение"1984 г.
  2. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред. - сост.В.И.Руденко – М.: 1980;
  3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Парамоновой Л.А., Ушаковой О.С. - М.: Просвещение, 2004.
  4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;
  5. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89. 
     
Опубликовано: 20.12.2016