Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Комарова Алина Вячеславовна

Организация: МБОУ СОШ № 18

Населенный пункт: Московская область, г. Серпухов

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Необходимо отметить, что технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Основные требования (критерии) педагогической технологии: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

Концептуальность опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью его частей; целостностью.

Управляемостьвозможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения

Воспроизводимость возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

В теории и практике работы детских садов сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп:

  • по уровню применения;
  • по концепции усвоения;
  • по организационным формам;
  • по типу управления познавательной деятельностью;
  • по подходу к ребенку;
  • по категории обучающихся.

Современные образовательные технологии:

1. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

2. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования

ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

3. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем;
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
  • наставником в выборе компьютерных программ;
  • сформировать основы информационной культуры его личности;
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

5. Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

6. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

7. Здоровье сберегающие технологии

Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Подводя итог выше сказанному, можно смело отметить, что детский сад сегодня - это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности и создающий необходимые условия для творческой, профессиональной работы педагога, отвечающий самым современным требованиям. Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров.

Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный и являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества у детей, их готовность к обучению в школе и жизни.

 

Интернет и литература.

http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2

http://nsportal.ru

http://murzim.ru/nauka/pedagogika

http://www.imc-new.com

http://yandex.ru/yandsearch?text

http://festival.1september.ru

http://works.tarefer.ru

http://www.moluch.ru

http://charko.narod.ru

http://mariyakuznec.ucoz.ru

http://www.bibliofond.ru/view.aspx

 

1). Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.:Просвещение, 2002.

2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

3). Петрусинский В.В. Иргы – обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994

4). Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски?» Технология творчества. //БШ № 12, 2001

Опубликовано: 15.11.2023