Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Учёт темперамента детей в работе педагога»

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Лудкова Ирина Александровна

Организация: МБОУ «Красноборская средняя школа» СП «Детский сад «Сказка»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Красноборск

Цель: повышение эффективности работы педагога с  учётом темперамента детей.

Задачи:

  1. Углубить знания педагогов об особенностях типов темперамента.

  2. Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента.

  3. Рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у дошкольников.

  4. Сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей в учебно-воспитательной работе.

  5. Отработка полученных знаний в практической деятельности.

 

Участники: педагогический коллектив детского сада.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, распечатанные приложения, конфеты.

План семинара:

  1. Теоретическая часть

    1. История изучения темперамента

    2. Влияние темперамента на психические процессы.

    3. Характеристика темпераментов.

  2. Практическая часть

    1. Определение типа темперамента педагогов.

    2. Работа в командах.

  3. Заключительная часть

 

Ход семинара:

Выступление:

1. Теоретическая часть:

Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении  одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Мы говорим об индивидуальном подходе. Его суть в том, чтобы  обеспечить ребенку оптимальное развитие его способностей, стиля поведения и сохранить его психологическое здоровье. Ведь расстройства в поведении (агрессивность, замкнутость, застенчивость, конфликтность и другие) возникают тогда, когда средства воспитания, обучения и воздействия окружающей среды не соответствуют особенностям темперамента ребенка.

Темпераментом называется совокупность динамических особенностей психических процессов и поведения. К ним относятся скорость реакции, индивидуальный темп работы, быстрота переключения психических процессов и двигательной активности с одного вида деятельности на другой, скорость включения человека в различные виды деятельности и торможения. О людях, которые по-разному – один быстрее, другие медленнее – реагируют на слова и действия других, говорят, что они обладают различным темпераментом. О тех, кто переходит от одного вида деятельности к другому, также говорят как о людях с разным темпераментом. То же самое касается индивидуальных различий в скорости реакций, в возбудимости и в эмоциональности поведения.

Слово «темперамент» происходит от латинского temperamentum, переводимого как «надлежащее соотношение частей». Такое понимание темперамента связано с тем, что в древности (в учении древнегреческого врача Гиппократа – V век до нашей эры) утверждалось, темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.

Преобладание жёлтой жёлчи (холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.

Преобладание крови (сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») — меланхоликом.

До сих пор сохранились названия темпераментов, предложенные Гиппократом: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Темперамент зависит от типа нервной системы ребенка. Сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы и соответственно 4 темперамента.

Сильный, неуравновешенный, подвижный – это «безудержный» холерик.

Сильный, уравновешенный, подвижный – это «живой» сангвиник.

Сильный, уравновешенный, инертный – это «спокойный» флегматик.

Слабый, неуравновешенный, инертный – это «слабый» меланхолик.

Жизненными показателями силы НС являются: крепкий, спокойный сон, высокая работоспособность, устойчивый положительный эмоциональный фон.

Жизненными показателями уравновешенности НС являются: усидчивость, эмоциональная сдержанность, спокойствие, ровность и плавность речи, отсутствие резких перепадов настроения. Соответственно неуравновешенная НС характеризуется противоположными показателями.

К жизненным показателям подвижности НС относят: быструю реакцию на изменения в окружающей среде, быстрое привыкание к новым людям, быстрый переход от сна к бодрствованию, быстрая речь, высокий темп деятельности, быстрый переход от одного занятия к другому. Инертная НС прямо противоположна подвижной НС.

 

  1.  

2. Влияние темперамента. От темперамента человека зависят:

  1. Скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);
  2. Пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
  3. Темп и ритм деятельности;
  4. Интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  5. Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Таким образом, тип НС – темперамент – внимание – работоспособность находятся в непосредственной и прямой взаимосвязи.

Педагогу важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях медлительного ребенка может вызвать у него отрицательное отношение к обучению вообще, снижение познавательных интересов, негативизм.

Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента. Важно не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (то есть учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.

Дети отличаются друг от друга по темпераменту с момента рождения. Часто родители и педагоги, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-то нарушений?

 

  1.  

3. Признаки различных типов темперамента детей.

Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

 

Как определить темперамент ребенка? Сангвиник

Плюсы сангвиника. Сангвиник является самым уравновешенным темпераментом. Несмотря на то, что малыш легко возбуждается — успокаивается достаточно быстро. Настроение имеет чаще всего веселое, жизнерадостное, спокойное. Любит и умеет общаться. Уложить спать сангвиника легко. Характер понятный, без выкрутасов.

Минусы сангвиника. Кроху-сангвиника легко заинтересовать. Но проблема в том, что так как его интересует все вокруг, его интересы неустойчивы, и легко переключаемые, из-за чего не доводит до конца начатое дело. Эта поверхностность относится не только к интересам, но и к людям. Он любит новых знакомых и не держится за старых. Этот карапуз достаточно послушен, но может слушаться всех подряд, что не всегда необходимо. Кроме того, так как у сангвиников многое получается с легкостью, то есть склонность к хвастовству и зазнайству. При неправильном воспитании может обрести легкость в отношении ко всему, несерьезность, шутовство.

 

Воспитание ребенка-сангвиника:

— надо учить доводить до конца начатые дела, дочитывать книги. После постановки задачи, ее надо проконтролировать, потому что эти ребята с легкостью соглашаются помочь, но не выполняют обещаний.

— прививайте настойчивость. Сангвиничные карапузы спокойно оставляют дело, если оно требует усилий и берутся за новое. Помогите им, подскажите, как одолеть препятствие и что их ждет, если они справятся (эмоциональное удовлетворение от сделанного).

— объясните, что жизнь состоит не только из праздников и иногда приходится делать то, что не хочется.

— приучайте к усидчивости, требуйте качественное выполнение работы.

 

Как определить темперамент ребенка? Холерик

Плюсы холерика. Когда они чем-то загораются, то не успокоятся, пока не сделают. Однако здесь важно поймать этот момент, иначе холерик может «перегореть» и переключится на новую деятельность. Для него важно довести дело до конца, иначе он не успокоится и будет недоволен. Активный, настойчивый, если видит личную значимость. Быстро меняется настроение, что может быть как плюсом, так и минусом…

Минусы холерика. Вспыльчивый, не умеет себя контролировать. Быстро откликается на малейшее воздействие. Все реакции сильные и яркие. Легко переходит на крик. Малыш сначала делает, а потом думает. Холерики нетерпеливы, могут переутруждаться, не могут долго сидеть спокойно. Нервная система трудно успокаивается, поэтому холеричные ребятишки плохо засыпают, а во сне продолжают разговаривать и смеяться.

 

Воспитание холерика:

— уменьшить количество раздражающих факторов — телевизор, компьютер, неудобная обувь или одежда, шумы.

— придерживаться режима дня, чтобы избежать перевозбуждения.

— нагружайте его домашней физической работой и хвалите за выполнение.

— в разговоре будьте спокойны и последовательны. Крик вызывает в холерике бунт и гнев. Учите его разговаривать спокойно и обдуманно.

— дитя-холерика нельзя наказывать ограничением движения — «углом» или сном. Это тяжело для него и вызывает негодование и агрессию.

—не давите на кроху, объясняйте и заинтересовывайте.

 

Как определить темперамент ребенка? Флегматик

Плюсы флегматика. Более редкий темперамент. Эти малыши спокойные и сильные, сдержанные и выносливые, дисциплинированные, исполнительные, настойчивые, работоспособные. Обычно родители не имеют с ними проблем.

Минусы флегматика. Развитие ребенка может быть достаточно быстрым, но сам ребенок медлительный. Не любит общение и жизненные перемены, нуждается в четком режиме и прозрачных правилах. Он любит однообразие. При этом флегматик очень упрям.

Воспитание флегматика:

— не ругайте за медлительность — это врожденная особенность. Своими криками вы только будете раздражать его.

— когда он что-то делает медленно, не выполняйте за него. Дайте малышу шанс развиваться в своем темпе.

— хвалите за любую инициативу.

— учите быть активным, заинтересовывайте. Если дать флегматику волю, то карапуз будет только есть и смотреть телевизор. Старайтесь увлекать, предлагать разные подвижные игры.

— помогите проявлять свои чувства и эмоции, чтобы не развить закрытость и «толстокожесть». Для этого говорите о своих чувствах и проявляйте эмоции.

 

Как определить темперамент ребенка? Меланхолик

Плюсы малыша-меланхолика. Мягкость и доброжелательность, исполнительность и сострадательность. Благодаря этим своим качествам меланхолик способен к творчеству и находит в музыке, стихах, рисовании себя.

Минусы. Очень раним, быстро утомляется, не способен к длительным нагрузкам, настроение подавленное, печальное, неяркое. Проблемы переживает внутри себя. Мнительный, жалуется на разные боли и плохое самочувствие. Малообщительный, не любит шум.

Воспитание меланхолика:

— создать атмосферу спокойствия и понимания, не давить.

— информацию давать дозировано, не перегружая.

— обучать всему с терпением, потому что учатся меланхолики долго, но качественно.

— осторожно подключайте к общению с детками.

— понемногу поручайте задания по дому, привлекайте к спорту, чтобы дать возможность развиваться стойкости и настойчивости.

— побольше давайте физического контакта: поглаживаний, обниманий.

— не ругайте на людях, не кричите.

— сделайте все, чтобы не зарождались страхи.

 

2. Практическая часть.

2.1. Определение типа темперамента.

Таким образом, темперамент – прежде всего данное природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное «я». Чаще встречаются смешанные типы.

В педагогической деятельности мы должны учитывать не только особенности воспитанников, но и свои индивидуальные особенности. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, обычно в каждом человеке они присутствуют в различных пропорциях.

Я предлагаю вашему вниманию следующий тест, который позволит вам определить процентное соотношение каждого типа темперамента и выделить ваш основной тип.

Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если нет.  Психолог зачитывает утверждения (Приложение 1), педагоги отмечают свои ответы в бланке (Приложение 2).

А теперь мы разберемся с результатами теста. Подсчитайте, пожалуйста, плюсы по 4 группам утверждений.

Первые 14 (с первого по четырнадцатое утверждение) описывают холерический темперамент. Вторая группа, с 15-го по 28-ое утверждение описывает сангвиника. Третья группа, с 29 по 42 – флегматический тип темперамента. И последняя группа, с 43 по 56 утверждение описывает меланхолический темперамент.

Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражены.

 

Давайте кратко охарактеризуем особенности каждого темперамента.

 

Холерики за новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью. Это работоспособные и инициативные люди. Они выдвигают подчас фантастические идеи, азартно преодолевают трудности. Но, увлекшись, они могут потерять адекватность в оценке своих сил. Чтобы не допустить упадка сил, холерику стоит контролировать свою деятельность и нормировать рабочий день.

Сангвиники легко приспосабливаются к новой обстановке, живо откликаются на то, что привлекает их внимание. Они хорошо контролируют свои эмоции и охотно берутся за новые дела. Представители этого типа темперамента подвержены частой смене настроения, но характерным для них является состояние бодрости.  Максимально эффективна его деятельность тогда, когда он будет занят новыми интересными проектами, держащими его в напряжении.

Флегматики настойчивы и упорны, ровно и спокойно идут по жизненному пути. Это надежные люди, которых сложно вывести из себя. Они скупы на эмоции, надежны. Флегматики медленно перестраиваются, сходятся с людьми. Человек этого типа не будет спорить, в любой дискуссии он ограничится подведением итогов, причем мастерски учтет мнение каждой из сторон. Хорошие исполнители.

Меланхолики чаще всего погружены в себя, они предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. Безусловными плюсами этого типа темперамента являются глубина и постоянство их чувств. При поддержке и размеренном ритме работы они способны творить чудеса, но будут болезненно переживать любую сложную психологическую ситуацию. Тонко чувствующие меланхолики очень восприимчивы и наблюдательны, что делает их незаменимыми в работе с персоналом.

 

2.2. Работа в командах по применению полученных знаний.

Педагоги делятся на две команды. За правильные ответы педагоги получают конфеты.

  1. Просмотр картинок на определение типа темперамента. (слайд )

Каждой команде предлагается определить на картинке тип темперамента.

  1. Задания для команд.

1 команда

2 команда

  1. Нарисовать на листе бумаги смайлик холерика и меланхолика (дать характеристику).

  2. По данным характеристикам (приложение 3) дать рекомендации (выбрать из приложения 4) по работе с ребёнком флегматиком, сангвиником (можно предложить свои)

 

  1. Нарисовать на листе бумаги смайлик флегматика и сангвиника (дать характеристику).

  2. По данным характеристикам (приложение 3) дать рекомендации (выбрать из приложения 4) по работе с ребёнком холериком, меланхоликом (можно предложить свои)

Обсуждение работы команд, на сколько трудно было выполнять задания, могут ли они теперь определить тип темперамента своих воспитанников. Как будут применять полученные знания.

 

Рекомендации по учёту темперамента детей.

 

3. Заключительный этап.

Рефлексия.

Что вы можете сказать о своих знаниях после семинара?

Как важно учитывать в работе с детьми темперамент?

 

Литература:

  1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/ - Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 382 с.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Список утверждений теста для определения преобладающего типа темперамента (разработал А.Белов)

 

Вы:

  1. Отличаетесь неусидчивостью.

  2. Вспыльчивы и импульсивны.

  3. Чаще всего нетерпеливы.

  4. Инициативны и решительны.

  5. Упорны, даже упрямы.

  6. Быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.

  7. Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.

  8. Любите рисковать.

  9. Легко прощаете обиды.

  10. Ваша речь быстрая и пылкая.

  11. Часто страдаете от своей неуравновешенности.

  12. Не терпите недостатков.

  13. Вас привлекает все новое.

  14. Ваше настроение часто меняется.

  15. Вы жизнерадостный и веселый человек.

  16. Энергия бьет ключом, вы всегда собранны.

  17. Часто бросаете начатое на полдороги.

  18. Не всегда адекватно оцениваете свои силы.

  19. Ваши интересы и увлечения часто меняются.

  20. К изменившимся планам и новым обстоятельствам привыкаете легко.

  21. Вам не трудно отвлекаться от своих дел, вы быстро разбираетесь с чужой проблемой.

  22. Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для вас.

  23. Вы отзывчивы, любите общение.

  24. Ваша речь внятная и громкая.

  25. Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у вас отличное самообладание.

  26. Легко засыпаете и быстро просыпаетесь.

  27. Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.

  28. Вы рассеяны, невнимательны.

  29. Вы сдержанный и хладнокровный человек.

  30. В своих словах и делах вы отличаетесь последовательностью.

  31. Вы осторожны и рассудительны.

  32. Выдержанны, умеете выжидать.

  33. Неразговорчивы, не любите болтовни.

  34. Ваша речь размеренна, спокойна.

  35. Вы грамотно распределяете свои силы, никогда не выкладываетесь полностью.

  36. У вас существует четкий режим дня, вы планируете свои рабочие дела.

  37. Спокойно воспринимаете критику, равнодушны к порицанию.

  38. Вам трудно с ходу переключиться на другую деятельность.

  39. С другими людьми у вас ровные, хорошие отношения.

  40. Аккуратны, педантичны в мелочах.

  41. Вам сложно приспособиться к новой обстановке и изменившимся планам.

  42. Вы не любите много двигаться, медлительны.

  43. Вы застенчивый человек.

  44. Новая обстановка вызывает у вас замешательство.

  45. Вы неуверенны в себе, своих силах.

  46. Одиночество не тяготит вас.

  47. Неудачи и неприятности надолго выбивают вас из колеи.

  48. В сложные жизненные периоды вы замыкаетесь в себе.

  49. Вы не слишком выносливы, быстро устаете.

  50. Ваша речь тихая, иногда невнятная.

  51. Вы автоматически перенимаете черты характера собеседника и его манеру говорить.

  52. Сентиментальны и впечатлительны.

  53. У вас завышенные требования к себе и окружающему миру.

  54. Вам свойственна некоторая мнительность и подозрительность.

  55. Вас легко обидеть.

  56. Вам приятно, когда окружающие сопереживают вам.

 

 

 

Приложение 2

Бланк ответов

 

1

 

15

 

29

 

43

 

2

 

16

 

30

 

44

 

3

 

17

 

31

 

45

 

4

 

18

 

32

 

46

 

5

 

19

 

33

 

47

 

6

 

20

 

34

 

48

 

7

 

21

 

35

 

49

 

8

 

22

 

36

 

50

 

9

 

23

 

37

 

51

 

10

 

24

 

38

 

52

 

11

 

25

 

39

 

53

 

12

 

26

 

40

 

54

 

13

 

27

 

41

 

55

 

14

 

28

 

42

 

56

 

Кол-во

 

Кол-во

 

Кол-во

 

Кол-во

 

 

Приложение 3

Раздаточный материал

Сангвиник:

- общителен, быстро сходится с людьми;

- мимика богатая, подвижная, выразительная;

- деятельность продуктивна лишь при нали­чии интереса;

- непоседа, заводила, выдумщик, фантазер

 «+»                                       «-»

не злопамятен                      чувства легко сменяются

миролюбив                           рассеян

не жаден                               неаккуратен

Холерик:

- действия порывисты;

-эмоционален, чувства ярко выражены;

- любит риск, приключения;

- не прислушивается к мнению других;

-излишне самостоятелен;

- в еде неразборчив, спит мало;

- импульсивен;драчун, крикун, конфликтен

«+»                                       «-»

инициативность                 раздражительность

принципиальность             аффективность

 

Меланхолик:

- отношения налаживаются трудно;

- часто задумчив, застенчив;

- если расстроится, плачет долго и горько;

- любит уединение, спокойные игры;

- быстро устает;

- боится спорта

«+»                «-»

чувства глубокие                высокая тревожность

рассудительный   мнительность

 

Флегматик:

- ровный, спокойный, редко выходит из себя;

- упорный труженик;

- чувства устойчивы;

- замкнут;

- медлителен;

- играет нешумно;

- мало двигается;

- любит порядок и добротность;

- послушен, пунктуален;

- новое не любит

 «+»                                      « - »

выдержка                            лень

глубинамыслей                 безучастность

 

Список рекомендаций:

- формировать устойчивые интересы;

- развивать способность считаться с чувствами окружающих;

- обращать внимание на качество выполнения задания;

- чаще давать положительную оценку, подбадривать;

- организовывать совместную деятельность с успешными детьми;

- заинтересовывать, развивать фантазию;

- предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточенности, точности, сдержанности;

- направлять энергию на полезные дела;

- укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;

- предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточенности, точности, сдержанности;

- учитывать низкий темп выполнения заданий;

- создавать ситуации успеха;

- учить доводить начатое дело до конца;

- формировать критичное отношение к результатам своего труда;

- постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, потом средней, а потом высокой подвижностью.

Опубликовано: 23.04.2020