Влияние стиля общения взрослого с ребёнком на развитие самооценки дошкольников

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Серебренникова Елена Васильевна

Организация: МБДОУ детский сад «Сказка»

Населенный пункт: Ростовская область, пос. Мокрый Батай

 «Влияние стиля общения взрослого с ребёнком на развитие самооценки дошкольников»

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. . Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. И каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами.

 

1. Семья в жизни ребёнка

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его проявлениях [1] . Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает и детский сад, школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими [2]. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

 

2. Характеристика стилей общения взрослого  с ребёнком и их влияние на развитие самооценки дошкольников.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт среду для эмоционального и нравственного формирования личности  В каждой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей [3]. Изучая взаимное влияние родителей и детей, некоторые ученые предположили, что для родителей существует верхний и нижний пороги, в пределах которых они считают поведение детей приемлемым. Как темперамент ребенка влияет на родителей, так и особенности характера родителей отражаются на способах обращения с ним.

Особое внимание уделяется изучению родительского отношения к старшему дошкольнику, так как в этом возрасте происходят принципиально новые достижения в развитии личности ребенка:

1. формируется волевая  саморегуляция поведения,

2. произвольная деятельность,

3. готовность к систематическому обучению,

4. самооценка личности.

В старшем дошкольном возрасте можно выделить четыре условия, влияющие на развитие самосознания:

- опыт общения ребенка с родителями;

- опыт общения со сверстниками;

- индивидуальный опыт общения;

- умственное развитие ребенка.

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими родственниками, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками (В.С.Мухина).

В психолого-педагогических исследованиях всесторонне изучаются психолого-педагогические конфликты дошкольников с родителями в семье и способы их разрешения (А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, Е.Т.Соколова, М.И.Лисина, И.В.Дубровина). Выводы показывают, что конфликты дошкольников с родителями наиболее часто возникают при таких типах родительских отношений, как "отвержение", "авторитарная гиперсоциализация", "маленький неудачник" А.С. Спиваковская для анализа детско-родительских отношений использует понятие родительская позиция, которая определяется как совокупность установок родителей, реальная направленность в воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания, как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально- ценностного отношения к элементам данной ситуации.

Для ребенка очень важным является постоянное общение с родителями. М.И. Лисина отмечает, что «значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно- исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта» [4].

 Детский психолог В.Сатир отдавала самооценке главную роль среди причин, которые определяют успех или неудачу в воспитании ребенка и формировании индивида. Под самооценкой она понимала «способность человека честно с любовью и по достоинству оценить себя»: Личность с положительной самооценкой способна создавать возле себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такая личность ощущает свою важность и нужность, чувствует, что мир вокруг станет лучше оттого, что он в нем существует. Он полагается сам на себя, но может искать поддержку и в других людях в сложных ситуациях. Он убежден, что все время может находить независимые решения, осуществлять обдуманные поступки. Только ощущая собственную значимость, человек может видеть, принимать и уважать высокую значимость окружающих его людей. Личность, имеющая высокую самооценку, вселяет доверие и надежду. Он не пользуется правилами, если они не соответствуют его эмоциям. В то же время он не зацикливается по поводу своих переживаний. Он может сделать необходимый выбор. И в этом ему помогает его умственные способности [3].

Анализ научных работ Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкис, Ю.Е.Алешиной, Т.М.Мишиной, Е.В.Веревкиной выявил, что дошкольники из семей с низким и высоким социально-экономическим статусом различаются характером взаимоотношений в семье. В исследованиях выявлено, что дети из семей с низким социально-экономическим статусом по сравнению с детьми из семей с высоким социально-экономическим статусом имеют большее количество эмоционально-значимых контактов. Доказана зависимость социально- экономического статуса семьи и таких качеств личности ребенка, как тревожность, самооценка. Так же на уровень самооценки дошкольников существенное влияние оказывает пол ребенка: самооценка девочек в целом достоверно выше, чем самооценка мальчиков.

Вся психическая жизнь маленького человека формируется под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретаемое ребенком, оценивается окружающими людьми. И вскоре дошкольник самостоятельно начинает находить оценку всем своим действиям, подтверждать правильность или неправильность познаваемой либо осуществляемой им действительности [5].

Самооценка бывает адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной. Каждая из них индивидуальным образом выражается в жизнедеятельности индивида.

Согласно взгляду М.И. Лисиной, дети с заниженной самооценкой узнаются по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Ребенок с низкой самооценкой уверен, что с ним не интересно играть - и на самом деле становится не интересно и скучно, в следствии того что он не разрешает себе увлечься игрой. Но так как, он нуждается в общение, другие ребята научат его выполнять роли - невыигрышные, скучные, исполнительские. Но если вдруг такой ребенок принимает решение совершить поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать - неважно), есть вероятность, что в дальнейшем ему придется переживать, стыдиться своего промаха или стесняться собственного успеха, прятать собственную сопричастность, сбегая от ответственности.

Некоторые авторы (А.И. Силвестру, М.И. Лисина) предполагают, что повышенная самооценка - последствие множественных «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и, вероятно, являются манипуляцией со стороны родителей. К примеру, чаду не отказывают ни в чем материальном, но в тоже время и не принимают участия эмоционально в его в жизни, не дают оценку поведению, не занимаются его воспитанием. Вероятно, он вырастет с чувством, что все что у него есть материальное ему дано от природы, и это никак не взаимосвязано с тем, какой он в самом деле. Он уверен, что он абстрактно прекрасный ребенок. А вот за что можно похвалить - он не понимает, и слабо может отличить собственное достижение от чужого.

М.И. Лисина изучила как развивается и формируется самооценка дошкольников под влиянием детско-родительских отношений. М.И. Лисина подмечает, что ребята с четким представлением о себе обладают высокой самооценкой и воспитываются в семьях, где родители используют демократический стиль в воспитании, уделяют ребенку, довольно много времени, благоприятно расценивают его физические и умственные способности, но, не считают, что степень его развития выше, чем у их сверстников. Такого ребенка часто награждают, но не презентами. Наказывают, чаще всего, отказом от общения с ними. Ребенок с низкой самооценкой растет в семье, которая пользуется авторитарным, либеральным или же хаотическим стилем воспитания. С ребенком совсем не занимаются, однако призывают к полному повиновению (особенно авторитарный тип воспитания). Низко оценивают, нередко попрекают, наказывают, иногда - при посторонних людях. Не ждут от него успехов и достижений в дальнейшей жизни [6].

Таким образом, анализ отношений внутри семьи дошкольников в современных педагогических исследованиях позволяет сделать следующие выводы:

Различные типы родительского отношения оказывают влияние на развитие психики ребенка.

Положительное отношение к себе старшего дошкольника развивается в том случае, когда воспитательная ситуация в семье отличается следующими признаками: родители высоко принимают ребенка, хорошо знают и понимают его; для родительской позиции характерны направленность на сотрудничество, демократичность в общении с ребенком

 Неблагоприятны для развития личности ребенка дошкольного возраста следующие факторы: неприятие ребенка и критичность по отношению к нему; повышенная авторитарность матери или отца, или хотя бы одного из родителей.

Несмотря на огромный материал, посвященный детско-родительским отношениям, не ясным пока остается вопрос о том, что оказывает наибольшее влияние на ребенка - эмоциональное отношение к нему или способ обращения с ним. Описывая влияние стиля воспитания на психическое развитие ребенка, исследователи обычно указывают на эмоциональную сторону отношений (отвержение, любовь), поведенческую (гиперопека, сверхконтроль).

Физическое насилие или чрезмерная холодность  со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкую самооценку, чувства вины, тревоги.

Гиперопека – родители слишком сильно опекают и следят за своим чадом. При этом они все время отдают строгие указания и многочисленные запреты. Это приводит к тому, что ребенок становится нерешительным и боязливым.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье.

Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля общения. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности,  правильной самооценки, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: - родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком; - власть используется лишь в меру необходимости; - в ребенке ценится как послушание, так и независимость; - родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; - он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

 

Заключение

Детство – является одним из наиболее активных этапов становления личности. Ни в одном другом возрасте индивид не постигает такое количество качественно своеобразных стадий жизни как в дошкольном возрасте. Из абсолютно беззащитного ребенка он преобразуется в индивида с собственными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество.

Одной из значительных тем в психологии является формирование положительной самооценки человека.

Главным центром личности считается самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры человека, степень его притязаний и всю систему оценок. Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека. Старший дошкольный возраст – считается первым шагом в осознании ребенком самого себя, личных желаний, потребностей и мотивов в мире человеческих отношений.

Семья - это та среда, в которой у ребенка формируются представления о себе и о других. Однако, только наличия общения с родителями недостаточно для полноценного развития ребенка. Огромное значение для формирования самооценки детей дошкольного возраста имеет количество и качество общения с родителями, особенности семьи, родительское отношение к ребенку, супружеское общение и др

Адекватная самооценка – залог успеха любой личности. Умеренные амбиции, правильная оценка собственных сил, умение критиковать собственные поступки – все это помогает нам выбрать нужное направление саморазвития, научиться контактировать с окружающими людьми и выбрать подходящую профессию. Закладывается самооценка уже в дошкольном возрасте. Родители – главные помощники в том, чтобы самооценка была не заниженной и не завышенной.

И пока ребенок еще находится в дошкольном возрасте, родители могут корректировать самооценку своего ребенка, изменив стиль семейного воспитания ,способы общения со своим сыном или дочкой. Ведь нет ничего сильнее родительской любви, способной принять ошибки и простить обиды, а также создать условия для полноценного развития своего ребенка.

 

 

 

 

Список использованной литературы


1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Педагогика, 2002. – 56 с.
2.Авдеева Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2003. - №3. – 13 с.
3.Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи. Учебно-методическое пособие. Москва. 2009. – 34 с.
4.Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5. – с.80-85
5.Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2003. – 56 с.
6.https://infourok.ru/sbornik-metodiki-diagnostiki-detskoroditelskih-otnosheniy-1381131.html

Опубликовано: 20.02.2019