Современные технологии обучения английскому языку в начальной школе

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Шевкун Екатерина Алексеевна

Организация: «МОУ Октябрьская СОШ им.Ю.Чумака»

Населенный пункт: Белгородская область, п.г.т. Октябрьский

Сегодня в современной школе происходят значительные перемены, охватывающие практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это главный фактор успешности процесса образования. Интерес к уроку возникает при соблюдении трёх условий: яркая личность учителя, интересное содержание учебного материала, применение современных обучающих технологий.

Термин "педагогические технологии" появился в начале XX столетия, затем перешел в термины ''педагогические техники" (А.С. Макаренко), "технологии в образовании" (связано с применением ТСО), " образовательные технологии", "технологии обучения", "новые информационные технологии". К концу XX столетия произошло возвращение к термину "педагогические технологии", который рассматривался с 70-х г. XX столетия в широком и узком смысле. На современном этапе идет разработка педагогических технологий обучения, воспитания, сопровождения и поддержки, а также социально-воспитательных технологий.

В современной педагогике понятие «технология обучения» является спорным и неоднозначным. В документах ЮНЕСКО это понятие рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Основная задача этого метода – оптимизация форм образования. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения взаимосвязаны. Образовательные технологии - это система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.(Б.М.Бим-Бад)

В педагогической литературе встречаются термины "нетрадиционные педагогические технологии" и "современные педагогические технологии". Эти термины чаще используют как синонимичные , но некоторые авторы эти понятия разводят. Слово "современные" подчеркивает рождение педагогических технологий в сравнительно недавний период. Использование электронно-коммуникативных средств в образовательном процессе не могло ранее осуществляться из-за их отсутствия. Термин "нетрадиционные технологии" связывают с осмыслением нетрадиционных уроков. Первоначально его использовали для характеристики учебного процесса, который в корне отличается от классно-урочной системы.

Наибольший интерес представляют три основные группы педагогических технологий:

1. Технологии объяснительно-иллюстративного обучения (основа – информирование и просвещение учащихся с целью выработки общеучебных умений и навыков)

2. Личностно-ориентированные технологии обучения (основа – условия для обеспечения собственной учебной деятельности, учет и развитие индивидуальных особенностей личности)

3. Технологии развивающего обучения (основа – способ обучения, включающий внутренние механизмы личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей)

Овладения любой новой технологией расширяет сферу педагогического мастерства учителя, появляется чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка в начальной школе я использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. В методике выделяют следующие формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо диалогическом режиме семинара; частично-поисковая деятельность в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед; исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя. Актуальность этой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, до чего дошли, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаются правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками». Приведу пример использования этой технологии на уроке во 2 классе при изучении темы «Употребление неопределённого артикля»:

Перед объяснением учитель создает проблемную ситуацию, обозначив задачи урока. Учитель:

«Сегодня мы с вами будем говорить об употреблении артиклей в английском языке. Наша с вами задача - выяснить, когда мы должны употребить неопределённый артикль a(an) или вообще не употреблять артикль. »

На доске записаны слова “a tent”, “a mug”, “a cat”; Ted, Sam, Jack; good,black, fat.Учитель просит перевести слова, определить, что они обозначают. Ученики 2 класса ещё не знают понятий «существительное» и «прилагательное», они оперируют понятиями «слово-предмет» и «слово-признак предмета». Затем учащиеся выполняют серию упражнений, анализируя которые способны сделать вывод об употреблении артикля a/an со словами, обозначающими предмет.

2. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям естественно и удобно его принять. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко сформулированной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения:

Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы.

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Интересное задание, направленное на тренировку внимания и зрительной памяти ребенка, может быть использовано при изучении новой лексики, отработки ее употребления или контроля усвоения. Детям предлагается вставить в слова пропущенные гласные буквы.

«Почтальон нес письмо и попал под дождь. Некоторые буквы размылись. Помоги почтальону восстановить письмо». Например, при изучении темы «Семья» письмо может содержать короткий текст о семье, в котором «размыты» названия членов семьи: MTHR, DD, SSTR, CSN,GRNDPRNTS Аналогичные тесты легко составить по любой теме. Дети выполняют их с удовольствием, забывая, что работают с контрольным заданием, воспринимая его как игровое, и результаты бывают лучше, чем на обычном словарном диктанте.

Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему в рамках этой дисциплины столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий. Использование новых форм и методов преподавания, раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению. В связи с этим при планировании урока необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников. Каждый учитель должен знать общие и характерные симптомы утомления (физиологического дискомфорта): появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела; отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда агрессия; ухудшение внимания; изменение отношения к работе – возникновение желания отдохнуть; внешнее проявление утомления – снижение скорости и ритмичности выполнения заданий, увеличение количества ошибок. Использование здоровьесберегающих технологий помогает избежать этого. 1. Необходимо использовать частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с интерактивной доской и т.д.) в течение урока. 2. Следует применять не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередуя их каждые 10–15 минут; 3.Применяйте динамические паузы или минуты релаксации ( дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений)

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.


 

 

Литература и ресурсы:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированная система обучения: принципы ее построения. - М., 1996.

4. .Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

5. М Ф. Стронин « Обучающие игры на уроке английского языка» М, 1981 г

6. Ж-л « Иностранные языки в школе» № 1. 1994г

7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранного языка. Пособие для учителя.- М. АРКТИ, 2000

8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

10. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100.

11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.,2005.

Опубликовано: 29.11.2018