Использование информационных технологий в процессе преподавания немецкого языка как иностранного

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Божкова Наталья Александровна

Организация: МБОУ СОШ №50

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Изучение иностранного языка сегодня является одним из важных направлений в развитии современного общества. Знание иностранных языков становится необходимым условием образованности, которое влияет на успешное продвижение в разных сферах деятельности в сегодняшнем обществе. Очевидной становится необходимость внедрения информационных технологий в процесс преподавания немецкого языка как иностранного. Компьютерный класс является неотъемлемой часть современной школы, в которой классы также снабжены компьютерной техникой. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации.

Довольно трудно овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка. Следовательно, создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.) является важной задачей учителя. В связи с этим коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

Процесс обучения иностранному языку представляет собой многоуровневую и постепенно развивающуюся систему. При помощи компьютеризации обучения иностранному языку обеспечивается доступ к информации.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.

Имеющиеся в наличии компьютерные программы, интернет-странички содержат информацию, необходимую для изучения немецкого языка. Они  позволяют проектировать на экран  информацию в виде текста, изображения, звука, различных игр. Наличие интересных, красочных тем с использованием анимации,  вызывают массу эмоций у учащихся.

При  организации работы со всем классом применяются созданные учителем уроки и презентации, которые дают возможность каждому ученику принять участие в процессе обучения. Учитель работает за компьютером, а учащиеся изучают новый материал, который они видят на экране.

Такая форма представления учебного материала помогает структурировать материал, решает проблему аудиовизуального обеспечения урока, экономит время учителя на подготовку к уроку и оформление доски. Необходимо также заметить, что такого типа презентации знакомят обучающихся с различными способами подачи материала, которые могут пригодиться им в будущем.

Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т.д., мы пользуемся ресурсами Internet. С нашей точки зрения, потенциал всемирной Сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность самообразования самого учителя, т.к. позволяет совершенствовать владение немецким языком в процессе виртуального общения, обмениваться идеями и опытом.

При обучении аудированию каждый учащийся получает возможность слышать иностранную речь, при обучении говорению учащиеся произносят фразы на немецком языке. Учащиеся младшей ступени знакомятся с языком через игру. Они произносят слова, отгадывают названия предметов на картинках, повторяют за диктором. В игре они проверяют то, насколько изучен ими новый материал.  И всё это осуществляется благодаря новым компьютерным программам. Использование компьютерных программ способствует расширению словарного запаса, учит понимать речь на слух.

Учащиеся также активно используют мультимедийные средства при выполнении проектных работ, при создании презентаций к урокам, при подготовки к языковым конференциям.

Учителю требуется  много времени, чтобы изучить существующие на сегодняшний день компьютерные программы и применять их на своих уроках, а также самому создавать такие уроки. Уроки, созданные учителем, очень разнообразны, вызывают огромный интерес среди учащихся, и являются очень эффективными.

На сегодняшний день много говорится о том, что в скором времени, компьютер вытеснит учителя. Многие считают, что это просто недопустимо. Это не говорит о том, что живого учителя следует заменить на электронного.

Обобщая опыт применения информационных технологий на уроках немецкого языка, можно прийти к выводу, что данные технологии ускоряют процесс овладения иностранным языком, способствуют повышению мотивации учащихся.

Таким образом, при интеграции информационных ресурсов и услуг сети Интернет в процесс обучения иностранному языку решаются следующие дидактические задачи:

- совершенствовать умения аудирования с применением аутентичных аудиозаписей сети;

- совершенствовать умения монологической и диалогической речи, основой которой является проблемный материал;

- совершенствовать умения письменной речи посредством подготовки рефератов, сочинений, писем;

- формировать навыки и умения чтения текстов разной сложности (источник обеспечения – Интернет);

- пополнять тезаурус  (словарный запас: активный и пассивный), лексикой современного иностранного языка, которая содержит отличительные черты современного этапа развивающегося общества, специфика культуры страны изучаемого языка;

- знакомиться с речевым этикетом, особенностями речи в различных сфера общества (культуроведческий аспект);

- формировать стимул и мотивацию к изучению иностранного языка и активной речевой деятельности на уроке с помощью использования материалов сети Интернет, затрагивание актуальных проблем.

 

Список использованной литературы

  1. Иностранные языки в школе № 2, 3 2001. Интернет на уроках иностранного языка;

  2. Каспин, И.В., Сегаль, М.М. Новые технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / И.В. Каспин, М.М. Сегаль. - режим доступа: http://linguact.hyperlink.ru/articles/kaspinandsegal.html;

  3. Полилова, Т.А., Пономарева, В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков [Текст] / Т.А. Полилова, В.В. Пономарева.  - 2007. - №6;

  4. Якушина, Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2002.

Опубликовано: 19.10.2018