Современные педагогические технологии в обучении хореографии

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Мурашкина Софья Дмитриевна

Организация: МБУ ДО ДХШ им. М.М. Плисецкой

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Личностно-ориентированные технологии

Среди личностно-ориентированных технологий в обучении хореографии возможно применение технологии разно уровневого обучения, в соответствии с которой учащиеся разделяются на «малоспособных», талантливых и, так называемое, среднее звено.

На мой взгляд, технология разно уровневого обучения, в большей степени относится к общеобразовательной школе, где в процессе набора и комплектации классов у школы есть возможность проведения различных тестов и экзаменов для диагностики умений будущих учащихся, на основе которой в дальнейшем можно разделить учащихся (3 выделенные типа) по классам либо равномерно, либо разделить на класс «талантливых» и класс «малоспособных»; или же воспользоваться дополнительными занятиями (факультативы, или же репетиторство), как для одного типа, так и для другого.

В дополнительном образовании в процессе набора и комплектации новых групп многие коллективы сталкиваются с проблемой недобора детей. Это может быть обусловлено самыми разными причинами, которые не позволяют педагогам и руководителям детских объединений набрать большое количество учащихся одного возраста и поделить их на группы талантливых учащихся и малоуспевающих. Если же коллективу удается провести хороший набор, и принять большое количество учащихся в группу одного года обучения, то делить их приходится ни на «талантливых» и «малоуспевающих», а на учащихся первой и второй смены. 

Тогда встает вопрос, как же данная технология обучения применяется в хореографических коллективах?

  1. В системе обучения доп. образования, как и в школе, используется усложнение программы по годам обучения, а также добавление новых предметов и увеличение физической нагрузки. Зачисление учащегося на определенный год обучение происходит на основе анализа навыков и умений, а также уровня физической подготовки ребенка. То есть, теоретически, учащийся 8 класса общеобразовательной школы может быть зачислен на 1 год обучение в самодеятельный коллектив, но на практике в хореографических коллективах никто этого не делает, ведь вряд ли учащийся старших классов будет ходить к вам на занятия совместно с учащимися начальной школы. Поэтому руководители и педагоги распределяют учащихся по группам в соответствии их возрасту, и в таких случаях, когда возраст не позволяет зачислить учащегося в группы первых годов обучения, а его физические данные в старшую группу к сверстникам, для учащегося подбирается средний вариант – возрастная категория группы близкая к его возрасту и средний уровень сложности программы обучения.

  2. Использование технологии разно уровневого обучения во время постановочной работы (ансамбль). Педагоги выбирают из групп учащихся чьи навыки и умения на среднем уровне и выше и работают с ними над конкурсным и концертными номерами, с остальными прорабатываются только концертные постановки с более легкой хореографической лексикой.

  3. Кроме того, для «талантливых» учащихся создаются номера с малым количеством исполнителей – так называемые, сольные номера.

Таким образом, даже при малой вероятности включения в образовательный процесс технологии разноуровневого обучения, педагоги по хореографии стараются следовать современным требованиям к обучению, отвечающим запросам современного общества.

Технология коллективного взаимообучения.

Используется в хореографическом коллективе и технология коллективного взаимообучения. Она имеет несколько названий: «организованный диалог» или  «работа в парах сменного состава».

Данная технология активно применяется в направлениях современной хореографии, как, в прочем, и в других направлениях.

  1. Например, в контактной импровизации, где наличие партнера просто необходимо, потому что вся суть направления заключается в умении импровизировать, находясь в постоянном контакте с одним или несколькими партнерами.

  2. На каждом этапе учебного процесса, в той или иной степени применяется технология взаимного обучения:

-  Разминка в начале занятия. Упражнения в паре на развитие силы мышц или их растяжку. Когда учащиеся помогают друг другу выполнять упражнения и следят за правильностью его выполнения.

- При взаимодействии обучающихся, как «учитель-ученик». Учащиеся разделяются на пары, после чего им предлагается самостоятельно повторить и отработать изученный материал, при этом в паре происходит разделение ролей на учителя и ученика. В данном случае возможны различные разделения на пары сильный-сильный, слабый-слабый, сильный-слабый. Всё зависит от задач педагога. При одноуровневых участниках пар (сильный-сильный, слабый-слабый) происходит равномерное развитие их навыков и умений, так как учащиеся должны не только технически правильно выполнить движения, но и увидеть и исправить ошибки у своего партнера (развитие умения анализировать и объяснять).

Если педагог ставит задачу только отработать материал, то пары чаще разделяются на сильный-слабый. В этом случае только сильный ученик помогает слабому в отработке, а у педагога есть возможность индивидуально поработать с учащимися, которым данный материал дается особенно тяжело. Так же разделение на пары сильный-слабый часто используется во время занятий ансамблем, когда меняется состав участников номера (например, дети «выросли» из номера). Старый состав учит с новым комбинации из номера.

Технология сотрудничества.

Данная технология предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем  вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Наверное, один из самых важных моментов в процессе обучения хореографического коллектива - это время самостоятельной отработки проученных комбинаций, движений, выполнение заданий или же собственная импровизация. В современном танце большая роль уделяется импровизации и научиться импровизировать можно только одним способом – танцевать, танцевать и еще раз танцевать, нарабатывать технику, искать новые способы движения, чувствовать свое тело и осознавать его линии. Задача не такая сложная, если обучающийся работает только со своим телом и техникой и становиться куда сложнее, когда в процесс подключается другой человек, а то и два. В таких упражнениях даже взрослому исполнителю сложно анализировать происходящее изнутри и снаружи, а начинающему танцору тем более.  И именно здесь в помощь учащимся и педагогу приходит технология сотрудничества.

Для выполнения творческих заданий группа разделяется на две половины или же на определенное количество участников в подгруппах (3,4,5 чел). Каждой подгруппе дается одинаковое задание и время для его выполнения, по завершению подготовки каждая подгруппа показывает получившийся результат. В данном случае у учащихся есть возможность увидеть результат со стороны, проанализировать ошибки и удачные моменты проделанной работы, а при периодичном выполнении одного и того же задания- увидеть развитие хореографического мастерства.

Технология модульного обучения

Технология модульного обучения реализуется в хореографическом коллективе в полной мере. Сущность модульного обучения в том, что учащийся полностью само­стоятельно (или с определенной долей помощи) дос­тигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевой функциональный узел, в ко­тором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервирует­ся» в законченных самостоятельных информацион­ных блоках. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения педагога и учащегося. Модуль состоит из цикла занятий. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

Самая обычная программа по хореографии всегда четко структурирована по разделам: работа у станка, на середине зала, в партере, диагонали (кросс), танцевальные комбинации. Данные разделы остаются на каждом году обучения и усложняются на определенных этапах обучения.

 

Инновационные образовательные технологии.

Любая инновационная технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими дея­тельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

В хореографии возможно использование всего комплекса инновационных технологий. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).

Технология перспективно - опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями мож­но назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

Вернемся к хореографии. Пожалуй, любое движение в хореографии проучивается поэтапно, по принципу от простого к сложному, и в некоторых из них первым этапам следует уделять особое внимание.

В пример возьму такое движение, как перекат.

Есть несколько вариантов его исполнения (перечислять буду в том порядке, в котором изучаем):

  1. перекат на ягодицах (разбираем только суть движения)

  2. перекат на спине (добавляем немного разнообразия)

  3. перекат на ягодицах и спине с выпадом (подготовка к 4этапу)

  4. перекат из положения стоя на ягодицах (тщательно разбираем способ движения)

  5. перекат из положения стоя на спине

  6. Все возможные вариации переходов в перекат и выходов из него, в том числе и с прыжками.

Остановится хочу на 4 этапе - перекат на ягодицах из положения стоя в медленном темпе. Для меня это один из важнейших и основных этапов проучивания движения, потому что чаще всего именно здесь учащиеся делают больше всего ошибок и получают травмы (самые обычные гематомы на коленях), а всё из-за неправильной работы ног во время исполнения переката.

На 4 этапе я уделяю большое внимание теории движения, мы очень долго разбираем его последовательность. Особенно важным моментом в движении является заворот ноги коленом во внутрь и перенос веса на бедро, а не на коленную чашечку, именно здесь и возникают проблемы. Сложность заключается в том, чтобы донести до учащихся необходимость в этом завороте колена, ведь проще встать на него и сесть на пол нежели куда-то его завернуть и тут еще надо вспомнить куда именно его завернуть. Простое «надо» от педагога в подобных ситуациях не работает, поэтому я захожу немного вперед нашей темы и объясняю учащимся, что в перспективе мы будем делать это движение гораздо быстрее и с различными выходами, например, с прыжком, и конечно же демонстрирую им как это выглядит, но перед этим беру с них обещание, что без моего разрешения так же они делать не будут.

После наглядного примера я снова возвращаюсь к объяснению и делаю акцент на работу ног (колен), где и объясняется необходимость заворота ноги, ведь если мы этого не сделаем, то в дальнейшем можем получить серьезную травму. И вот теперь, вдохновленные перспективами, мы возвращаемся обратно к проучиванию, где учащиеся уже сами уделяют больше вниманию своим коленям.

В данном случае одновременно работают две технологии:

  1. Технология перспективно - опережающего обучения.

  2. Здоровье сберегающая технология.

 

2. Игровые технологии.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений

Игровые технологии - одни из самых распространенных технологий в хореографии при работе с детьми младшего возраста. Примером может служить занятие по контактной импровизации.

Из самого названия направление уже понятно, что учебная дисциплина предполагает устанавливание контакта с партнером. И сразу же возникает проблема – боязнь прикасаться к друг другу. Эта проблема решается через множество упражнений и на протяжении определенного времени. Как только мы ее перешагиваем, перед нами возникает вторая проблема: мы не боимся касаться партнера, но теперь не знаем, как и чем держать контакт во время движения, поэтому постоянно используем одни и те же точки - руки и ноги, что делает нашу технику однообразной. Именно здесь на помощь приходят игровые технологии. Я использую в своей работе совершенно простую игру, нашла её случайно, когда готовилась к поездке в лагерь с воспитанниками, называется она «Человек к человеку».

Для игры нам необходимо 6 добровольцев.

Правила игры:

Выбирается один водящий, остальные участники становятся по парам. Водящий произносит по очереди несколько фраз, например: «Ухо к уху!», «Нога к ноге!», «Плечо к плечу!», стоящие в парах должны в соответствии с командой соединить ухо одного и ухо другого, ногу одного и ногу другого, плечо одного и плечо другого. Когда водящий произносит: «Человек к человеку!», каждый должен поменять партнера, а водящий должен успеть найти себе напарника. Тот, кто остался без пары, становится водящим, и игра начинается вновь.

Таким образом, учащиеся находят новые точки для контакта и развивают свою фантазию на возможные соединения в движении.

3. Технологии проблемного обучения

В методической литературе обозначено, что проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практи­ческих задач в создающихся для этого проблемных си­туациях. Оно включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;

  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, по­следовательную проверку их);

  • проверку правильности решения.

В своей работе я использую данную технологию не совсем по тем правилам, которые указаны выше. В пример возьму занятие с учащимися 1-4 года обучения (начальные классы в СОШ).

Проучивание нового материала. Чего нельзя избежать на данном этапе? Конечно же ошибок! Когда учащиеся начинают учить новый материал (движения), чаще всего они не осознают, что что-то делают неправильно. Это может быть небольшое изменение траектории движения рук, ног, корпуса или недоделанное плие, что угодно, для них это не имеет особого значения, ведь схему движения они делают правильно. А вот для педагога наоборот, недоведенная рука, не тот уровень плие, не тот ракурс и от его комбинации ничего не осталось! Катастрофа! И вновь все проучивание начинается с начала! Разбираем положения рук, ног, поворот, даже взгляд бывает разбираем отдельно, тратим на это по половину занятия, но переходя к повторению без участия педагога (теперь он только смотрит, а не танцует вместе с учащимися) видим всё туже ужасающую картину.

Что бы избежать таких больших затрат времени и сил я стала использовать на этапах проучивания нового материала технологию проблемного обучения.

Как выстраивается процесс:

  1. Показ и объяснение материала.

Если это комбинация, то разбираем все по отдельности: сначала движения рук, затем ног (или же на оборот), только потом соединяем. Если это отдельное движение, то первый раз учащиеся только смотрят и слушают и лишь за вторым разом делают вместе с педагогом (несколько раз подряд).    

  1. После того как мы разобрали последовательность движения или комбинации и несколько раз ее повторили я предлагаю учащимся задать вопросы, а бывает даже требую от них вопрос по новому материалу. Вопрос может быть любой: на какой счет делать поворот, как поднимается рука, куда поворачивается голова или какое дальше движение. Мои учащиеся уже знают, что я от них не отстану пока не будет задан хотя бы один вопрос, поэтому им приходиться думать какие моменты в новом материале вызвали у них больше затруднений и о чем именно там нужно спросить.

  2. Проба пера. Как только вопросы были заданы и ответы на них были получены, мы переходим на следующий этап – пробуем исполнить все самостоятельно, педагог теперь только наблюдает и контролирует. На этом этапе педагог выявляет какие ошибки делают учащиеся и конечно же их комментирует (шаг с другой ноги, поворот в право, а не в лево, руку нужно поднять через зрителя, а не через сторону и т.д). Остаются те самые ошибки, которые мы обговаривали в начале (ракурсы, уровни, траектории движений). Для того что бы наглядно объяснить учащимся, что они делают не так и где, я предлагаю им следующие задание.

  3. Найди 5 отличий (количество может быть любое). Я предлагаю посмотреть им два варианта исполнения движения (конечно же то, которое они только что делали). В первом варианте еще раз показываю, как правильно делать, при этом акцентирую фразой «Как нужно!», «Как правильно!» или «Как я прошу!». Второй вариант исполнения движения начинается с фразы «Как делаете вы?», после чего показываю то же движение, но с добавлением их ошибок (чаще всего ошибки приходиться утрировать, чтобы их было отчетливо видно). Затем следует вопрос «В чем отличия?» и конечно же ответы учащихся. Иногда показывать приходится по два раза, потому что в первый раз учащиеся были не совсем внимательными.

  4.   После того как отличия найдены и распределены на правильные и неправильные, учащимся вновь предлагается повторить движение и исправить у себя ошибки. Педагог снова занимает позицию наблюдателя. Если ошибка не исправлена, то к учащемуся поступает вопрос, например:

Педагог - «Как должна подниматься нога?»

Учащийся – «Через сторону»

П – «А ты как поднимаешь?»

У – «назад»

П – «А зачем? Исправляй!»

Данная технология помогает учащимся научиться анализировать исполняемые ими движения.

 

4. Технология электронного обучения.

Преимущества технологий современного электронного обучения заключаются в возможностях, которые открываются перед обществом. Помимо очевидной пользы от применения видеотехнологий, сюда относится удобство использования современных мобильных гаджетов (смартфонов, нетбуков и т.п.). Например, преподаватель записывает на видеокамеру мобильного телефона репетицию танцевального номера, а затем воспроизводит ее на большой экран с помощью проектора, внимательно изучая точность исполнения танцевальных движений и комментируя допущенные ошибки. Не менее важное значение имеет умелое сочетание традиционных методик и инноваций в повседневной педагогической практике. Традиционные методы работы включают построение и разучивание движений, комплексное развитие творческих способностей, изучение классических произведений. Инновационные методы работы педагога подразумевают использование цифровой техники, видеоматериалов, интернета и т.п.

Ключевые преимущества технологий электронного обучения в хореографии:

1. Создание условий для самостоятельного, дополнительного и смешанного образования;

2. Возможность быстро создавать и распространять обучающие материалы;

3. Танцевальное искусство распространяется в широкие массы.

 

Таким образом, на занятиях по хореографии могут активно применяться многие современные образовательные технологии, но каждая из них получает особое преломление в соответствие со спецификой работы в хореографическом коллективе.

 

 

 

Литература

1. http://psihdocs.ru/innovacionnie-tehnologii-obucheniya-detej-v-horeograficheskom.html

2. https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-tehnologii-v-horeografii

3. http://nmcsova.ru/konf/itso-4/dop/makarova-lg-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-obuchenii-detey-horeografii

4. https://infourok.ru/tehnologii-obucheniya-v-horeograficheskom-kollektive-primenenie-sovremennih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-obuchenii-horeografii-2536288.html

Опубликовано: 19.10.2018