Экскурсия как форма организации воспитательного процесса: познавательная, эстетическая и духовно нравственная ориентация дошкольников

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Леонова Татьяна Николаевна

Организация: ГБОУ СОШ п. Просвет СП ДС Мишутка»

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Рощинский

В детском саду экскурсии являются одной из форм построения обучения и воспитания. Экскурсии является активной формой включения дошкольников во все виды деятельности и в первую очередь в познавательную. Они осуществляют связь между обучением и жизнью активизируют все виды деятельности дошкольников. Это деятельность, которая приближает детей особенно близко к природным и культурным объектам что позволяет ознакомить детей с ними в естественной обстановке. Её важность в том, что она помогает узнавать мир, показывает его многообразие и постоянное развитие.

Экскурсии занимают особе место в системе воспитательной работы детского сада. Экскурсиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высока.

Во время экскурсии включается интеллектуальная деятельность, которая требует определённых физических и духовных сил.

Экскурсия-результативная форма передачи информации детям, так как она наглядна, доходчива, эмоциональна. Всё достоинства экскурсии способствуют сверхпрочному усвоению приводимых фактов, оказывает огромное воздействие на формирование духовного облика ребенка.

Экскурсии классифицируются: по содержанию; по числу участников; по месту проведения; по средству перемещения; по форме осуществления.

Важным компонентом любой экскурсии является эмоциональность. Воспитателю необходимо не только, чтобы дети его слушали и наблюдали, но более важным будет если педагог достучится до каждого ребёнка, и дети начнут сопереживать.  У детей должны возникать ответные чувства от того что они увидели и услышали. Это может быть удовлетворение, недовольство, радости от увиденного и др.
Первостепенным при подготовке к экскурсии является какой объём знаний имеют участники экскурсии, а также возраст детей. Необходимо помнить, что все факты, сообщаемые экскурсоводом, не были хорошо знакомы детям, иначе к ним быстро пропадет интерес. Нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Вновь полученные знания должны дополнять уже имеющийся запас информации. Экскурсии подразделяются на обычные (обзорные и тематические); учебные; экскурсии-прогулки. Первостепенность учебных экскурсий  в том, что  с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим.
Экскурсии – прогулки это  натуралистические походы  с отдыхом на природе, например, по объектам дошкольного учреждения детского сада, близлежащих лесов и полянок . Такие  экскурсии самостоятельное общение детей с объектами показа занимает больше времени, чем в каких-либо других.
При организации и проведении экскурсии важно знать , значительный объём интересной информации может повлечь ослабление внимания , к проявлению так называемых кризисов внимания.

Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.
Чтобы как можно дольше сохранять внимание детей рекомендуется  что бы
демонстрация  экскурсионных объектов должна быть последовательной, логичной,  отличаться  активностью,точностью,образностью. Можно использовать юмор и шутки. Для того чтобы снизить напряжение можно применить наглядные пособия, так как при их использовании слуховое восприятие переходит на зрительное, очень хорошо применить способ вопрос-ответ.

Вопрос-ответ; При организации экскурсий можно применить следующие приёмы: элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);
опыты (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом;
Задания (сравнить листочки с соседних деревьев,); При планировании экскурсии педагог ставит и решает комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Вначале воспитатель сообщает ребятам цели экскурсии. Дети должны знать куда они пойдут на экскурсию, зачем, что узнают, что нужно собрать.    Обязательно побеседовать с воспитанниками о том, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, повторить правила культурного и безопасного поведения на улице. Необходимо поговорить об одежде детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Всё способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Вся экскурсия делится на части, все части неразрывно связаны между собой, одна часть вытекает из другой. Можно выделить три части — это подготовительный этап, ход экскурсии, последующая после экскурсионная работа.
В первой части происходит подготовка воспитателя и подготовка детей. Воспитатель планирует тему экскурсии, излагает программное содержание, время выполнения.  Педагог предварительно просматривает пространство, куда пойдут дети, ознакамливается с состоянием объектов, определяет объем знаний для усвоения, составляет примерные вопросы, обдумывает содержание пояснений, отбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки.
При проведении экскурсии применяются различные методы обучения, но основным является наблюдение. Вначале дети знакомятся с объектом в целом.
Педагог или кто –ни будь из детей может прочитать стихотворение это усилит восприятие увиденного.  От целостного восприятия явления воспитатель ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. Чаще основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.). Педагог предварительно готовит такую беседу.

В ходе экскурсии следует подкреплять мыслительную деятельность детей. Можно использовать приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.
В конце экскурсии делается обобщение: что узнали, увидели. Можно попросить одного двух ребят рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.
Работа после экскурсии направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношении, зародившихся на экскурсии. Для этого используются такие приемы: - оформление материалов, принесенных с экскурсии.

Эго могут быть шишки, желуди, камни и др.;

  • применение художественной литературы  (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства);

  • труд  в книжном уголке (изготовление альбомов «Наш посёлок», , «Кто живет в лесу», «Труд в городе» и др.), в природном уголке  (создание  макетов, коллекций, гербариев);

  • игровая деятельность  (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);
  • лючительные беседызак

После экскурсии через два три дня педагог направляет  деятельность детей  с использованием раздаточного материала (рисование, лепку, дидактические игры, чтение художественной литературы, заслушивает рассказы детей о том, где они были и что видели), в заключении  проводится обобщающая беседа. Осуществляя  беседу после экскурсии, воспитатель  составляет так  вопросы, чтобы дети вспомнили всю экскурсию ,и постараться сделать упор  на важных образовательных и воспитательных моментах.
Развивающий элемент экскурсий даёт импульс созданию :

  • навыков наблюдения и наблюдательности;

  • сенсорных данных  (способность  видеть разнообразные признаки объектов, пространственные расположение, разнообразие форм);

  • умственных  процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);

  • воображения и творческих способностей.воо


Экскурсии – одна из кропотливых  и затруднительных форм обучения и воспитания. Ценность экскурсий в том, что они помогают в натуральной обстановке ознакомить детей с разнообразными предметами, способствуют улучшению наблюдательности, пробуждению заинтересованности к природе, родному посёлку, городу краю. Огромна роль экскурсий и в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Великолепие природы, картин пробуждает сильные эмоциональные переживания, развивает эстетические чувства.

 

 

Список использованной литературы:

1. Ушинский К.Д. Избранные сочинения.  М., 1968. С. 207

2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. // Начальная школа. -1988, N8, C. 40-46.

3. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. // Начальная школа. - 1991, № 5, С. 2-8.

 

Опубликовано: 25.05.2017