Статья «Особенности и воспитание исполнительского мастерства пианиста-концертмейстера в хореографическом, вокальном и инструментальном классах»

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Балушкина Елена Валериевна

Организация: МБУ ДО ДХШ имени М.М. Плисецкой

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Аккомпанемент часто договаривает

невысказанное солистом.

Е. Шендерович

 

Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причём участником второго плана. Ему приходится приспосабливать своё видение музыки к исполнительской игре солиста, сохранив при этом свой индивидуальный облик. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его следует распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Рассмотрим процесс работы концертмейстера в различных сферах.

Концертмейстер хореографического класса

Рассматривая деятельность концертмейстера в классе хореографии, следует отметить, что ему приходится работать с учащимися разного возраста, с педагогами разных музыкальных направлений - классического, народного и историко-бытового танца; надлежит иметь представление о природе танца, о его элементах, позах, образном содержании хореографических движений и общей композиции.  Музыкальное сопровождение должно быть чётко и качественно организованным, соответствующим определённому движению и году обучения.

Технология подбора музыкального сопровождения предполагает:

  • знание направлений танцевального искусства,  форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;

  • знание схемы каждого танцевального движения;

  • знание характера и формы танцевальных движений;

  • представление о наличии либо отсутствии вступления и заключения;

  • представление о темповых и метрических особенностях танцевальных движений (размере, ритмическом рисунке, акцентах, наличии затактов);

  • умение согласовывать в единстве характер движения с характером музыки (это должно осуществляться через многообразие штрихов и артикуляций, обширность тембровой палитры и динамических градаций, посредством использования регистровых и педальных резервов фортепиано); 

  • компетентность в терминологии (в частности, на французском языке).

Специфика танцевального аккомпанемента связана с люфтами, ритмическими «оттяжками». Обусловлено это тем, что агогика в танце вызвана количеством и мерой тех или иных балетных движений, а темп музыкального сопровождения танца зависит от эмоционально-образных задач, индивидуальности и мастерства исполнителей, а порой  и от размеров сценической площадки. Конечно, это не может не отразиться на музыкальном темпе. В нотах отсутствует партия солиста, с ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения. Здесь очень важен навык одновременного восприятия музыкального и хореографического материала. Концертмейстер должен хорошо читать с листа, причем самые разнообразные по стилю, жанру, музыкальному изложению и фактуре произведения.

Разнообразный и красочный музыкальный аккомпанемент концертмейстера должен вызывать ответное желание выполнять танцевальные движения не формально, а художественно и эмоционально наполнено. Причем, каждому из них концертмейстер должен уподобить аналогичный его характеру способ музыкального произнесения.

Помимо использования нотного материала приветствуются подбор по слуху, переложения аккомпанемента и музыкальные импровизации концертмейстера.

Концертмейстер вокального класса

Работая в данной области, концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, нюансировкой; заранее предвидеть и быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру, отличая существенное от менее важного, и учитывать, что от точно найденного туше порой зависит и звучание сольной партии. Чрезвычайно важно развивать и совершенствовать навык игры с листа, для которого эффективным методом  является первоначально мысленное прочтение материала. Важно с помощью внутреннего слуха производить зрительный обзор, помогающий установить тональный план, фактуру изложения аккомпанемента, размер, темп, музыкальную форму, диапазон вокальной партии. Хваткость, цепкость, непрерывность при исполнении произведения без предварительного проигрывания на инструменте, внимание при этом к фразировке вокалиста и ясное представление его партии, выявление характера и стиля, выполнение авторских указаний, динамических и темповых изменений, - такова игра профессионального концертмейстера. Также пианисту необходимо обладать умением транспонировать произведение на небольшой интервал, так как из-за тесситурных неудобств некоторых вокальных произведений нередко приходится прибегать к изменению тональности.

В процессе транспонирования, который так необходим концертмейстеру в классе вокала,  можно поэтапно выделить следующие моменты:

  • зрительный обзор или проигрывание музыкального произведения в основной тональности;

  • смена тональности для получения новой, более удобной для вокалиста;

  • определение позиционно неудобных моментов в партии сопровождения;

  • выявление сложных моментов в партии вокалиста с точки зрения тесситуры;

  • уточнение темпа, агогики, динамических нюансов.

Концертмейстер должен уметь совместно с солистом организовать, грамотно выявив фразировку, вокальную партитуру, выстроить вертикаль, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т.п. Нельзя пренебрегать указаниями автора относительно динамических нюансов, темпов, цезур и прочих обозначений.

Творческая работа, основанная на анализе и воспроизведении аккомпанемента при чтении с листа и транспонировании, развивает умение свободно обращаться с нотным текстом и способствует формированию навыка подбора по слуху.

Концертмейстер инструментального класса

Определенную специфику имеет аккомпанирование музыканту-инструменталисту. Здесь концертмейстеру нельзя работать без навыка слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста. В этом процессе большую роль играет слуховая ориентация пианиста, в связи с тем, что подвижность звуковых колебаний домры, духовых деревянных и струнных инструментов в некоторых случаях больше подвижности пальцев концертмейстера. Таким образом,  необходимо учитывать особенность каждого инструмента, знать специфику нотации партии солиста (различные штрихи, символы, обозначения флажолетов, теноровый и альтовый ключи и т.д.).

В классе струнных инструментов пианист должен знать о таких нюансах как изменение звука при смене смычка и скорости его ведения,  различия между штрихами, исполняемых серединой или концом смычка,  моменты соотношения между вибрационным импульсом и смычком, вибрационная и тембровая окраска звука. Он не должен опережать солиста, когда в партии второго встречаются скачки через струны или большие позиционные скачки.

В классе народных инструментов следует внимательно следить за звуковым балансом фортепиано относительно солирующего инструмента, знать правила оркестровки, уметь грамотно переложить неудобные эпизоды в фортепианной фактуре. 

В классе духовых инструментов следует прорабатывать и оговаривать с солистом такие особенности исполнения  как распределение дыхания на фразу, места взятия дыхания. При этом необходимо учитывать возможности аппарата солиста. Также следует грамотно распределять динамику фортепианной партии, так как звучание духовых инструментов отличается большей или меньшей плотностью и насыщенностью.

Важным навыком для концертмейстера является умение транспонировать произведения в другие тональности, так как большинство деревянных духовых инструментов являются транспонирующими. Поэтому пианисту очень важно мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства и т. д. Концертмейстеру следует быть очень внимательным при исполнении различных переходов и каданса, чтобы не оказаться впереди солиста. Также он не должен навязывать солисту свою манеру исполнения, а, напротив, давать ему возможность проявлять собственную инициативу.

Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха (аплодисментов, цветов, почестей и званий). Он всегда остаётся "в тени", его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

 

 

Литература:

1. Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с виолончельным репертуаром. / «Фортепиано», 1999, № 2.

2.  Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 1961.

3. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. -  М.: Музыка, 1996.

Опубликовано: 17.05.2017