Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Жижина Светлана Михайловна

Организация: ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Стройкерамика

Обновление содержания образования согласно «Концепции модернизации российского образования», Закону Российской Федерации «Об образовании в РФ», ФГОС требует от педагога поиска методов, приемов,  педагогических технологий,  активизирующих  активность, деятельность ребенка, развивающих его личность  в процессе различных видов деятельности. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка. Реализация системно – деятельностного подхода ставит передо мной как перед педагогом следующие задачи:

  • создание условий для мотивации процесса приобретения знаний;

  • формировать умение самостоятельно ставить цель и находить пути  и средства для её достижения;

  • помогать  воспитаннику  сформировать умения самоконтроля и контроля оценки и самооценки.

Решая данные задачи, я в своей работе использую различные образовательные технологии.

Одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики является забота о здоровье ребенка. Возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, цель которых,  обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:

  • утреннюю гимнастику;

  • прогулки с включением подвижных игр;

  • оздоровительную гимнастику после дневного сна;

  • ходьбу по массажным коврикам (босоножье);

  • закаливание;

  • артикуляционные, пальчиковые гимнастики, физкультминутки и динамические паузы;

  • оздоровительные досуги или развлечения.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Важнейшим ежедневным занятием с детьми дошкольного возраста является подвижная игра. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Ни одна прогулка в нашей группе не обходится без подвижных игр.  Я  стараюсь использовать различные виды подвижных игр: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»;  игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки» и очень много других игр. Кроме подвижных игр, широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег, ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча.

По окончании дневного сна я провожу гимнастику пробуждения.  Дети выполняют упражнения, лёжа или сидя  в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Обязательным элементом гимнастики пробуждения является ходьба по массажным дорожкам  и коврикам для профилактики плоскостопия.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок.

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. В нашем  саду стало хорошей традицией проводить детско – родительские спортивные праздники и развлечения: «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Папа может всё, что угодно…». В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают мамы и папы.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации к такому образу жизни. Важным направлением является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего двигательная предметно-развивающая среда. В нашей группе существует спортивный уголок, который оснащен не только традиционным, но и нестандартным физкультурным оборудованием, привлекающим интерес ребёнка. Большую помощь в создании данного инвентаря оказывают родители. Моя задача как педагога показать важность и необходимость создания и использования нестандартного физкультурного оборудования, как в группе, так и дома. Для этого я организовываю мастер – классы по изготовлению данного оборудования и его дальнейшего эффективного использования.  Важную роль в формировании здорового образа жизни имеют не только физические упражнения, двигательная активность, но и дидактические игры и пособия. Могу с уверенностью сказать, наш спортивный уголок имеет  их в достаточном количестве. Практически все игры и пособия созданы воспитателями и родителями группы.

Я уверена,  процесс укрепления, сохранения здоровья дошкольника, формирование мотивации к здоровому образу жизни невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Семья  и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьёй. Для повышения родительской компетентности использую традиционные формы работы: беседы, родительские собрания, консультации  о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. Но наибольший интерес, а соответственно и пользу приносят нетрадиционные формы работы с родителями: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и конкурсах, организуемых как в саду, так и группе, мастер – классы, образовательные маршруты в сети Интернет, общение  на страничке нашей группы в социальных сетях.

Я считаю, что используемые мною методы и формы отличаются высокой профилактической эффективностью, не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении и исходят из основного вида деятельности – игры. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что моя деятельность в вопросах здоровьесбережения даёт положительные результаты. Анализ заболеваемости за последние три года показал, что идет стабильное снижение заболеваемости, выросла посещаемость, снизилось количество дней, пропущенных одним ребенком по причине простудных заболеваний.

 

 

Интернет - источники

  1. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-doo-na-temu zdorovesberezhenie-v-koncepcii-fgos-do-1787707.html

  2. http://yauchitel.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/zdorove/zdorovesberegajushhaja_sreda_v_doshkolnoj_obrazovatelnoj_organizacii_v_uslovijakh_fgos_doshkolnogo_obrazovanija/50-1-0-6907
Опубликовано: 12.05.2017