Влияние изотерапии в обучении детей дошкольного возраста

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Рубцова Оксана Валериевна

Организация: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №140»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Педагогическая работа похожа на работу садовника «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом» (Владимир Солоухин). И именно от нашей заботы, любви, внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит красота его души.

Дошкольное образование в России на современном этапе ориентированно не только на обеспечение познавательного развития ребенка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Открыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности помогают арт-терапевтические техники, используемые в работе с детьми.

Арт-терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

Один из методов арт-терапии – цветотерапия.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; развивающая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях.

Ребенок дошкольного возраста пробует рисовать всем, что попадается ему под руку. Обои, окна, столы и пол становятся листом, на котором появляются все новые и новые произведения. Родители пресекают данные эксперименты, что абсолютно необходимо, чтобы дошкольник вписался в рамки социума и был адекватным по отношению к обществу, в котором он живет. Но и полет фантазии необходим. Вот здесь-то и нужна арт-терапия. Она позволяет дошкольнику свободно проявлять свою фантазию, использовать различные материалы: гуашь листья, глину, макаронные изделия, нитки, камешки и т.д. свободной творческой процесс будто возвращает ребенка в младенчество, когда он мог делать открытия, и эти открытия радовали родителей.

Всего 1-1,5 часа занятий арт-терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившиеся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи: страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым. Дошкольник на занятиях учится искать компромиссы между своим и внутренним миром и требованиями общества, приобретает веру в свои силы, ощущает свою значимость.

Цвета настроения – красочные арт-терапевтическое занятие. Оно позволяет продиагностировать психологическое состояние ребенка.

Необходимо взять листы А2 (для основного рисунка) и А3 (для разрисовки) и гуашь. Также ещё понадобится палитра.

Сначала с ребёнком необходимо провести беседу на тему, какие бывают у человека настроение. Что каждое настроение может иметь свой цвет. Предложите определить настроение для основных цветов (красный, желтый, синий, зелёный, черный), определения ребёнка может не соответствовать общепринятым нормам (например, красный не злой, а праздничный и радостный, черный не мрачный, а задумчивый). Желательно определения цветов записать, для облегчения диагностики.

Второй этап – пробуйте порисовать на А3 соответствующие настроениям картинки. Грусть можно выразить, нарисовав опавшие листья, радость – воздушные шарики, страх – оружие, и т.д.

Даже сама подготовительная работа уже является диагностической, потому что в этот момент ребенок рассказывает о том, какие вещи или события вызывают у него определенные эмоции. Особенно интересны черные рисунки. Гиперактивные дети, находящиеся постоянно в приподнятом настроении, рисуют бегущих человечков, красных, желтых или начинают активно смешивать краски, чтобы получить необходимый им цвет. Красные и розовые сердечки (бантики, цветочки) рисуют романтически настроенные девочки, которым хочется получать больше внимания и заботы. Дети, боящиеся собак, рисуют их черным цветом.

Заключительный этап – ребенку дается большой лист А2 и формируется задание - нарисуй своё настроение. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребёнка, не прибегая к помощи психолога.

Цвета настроения - арт-терапевтическое занятие, позволяющее родителям без лишних расспросов ближе узнать своих детей. Это занятие помогает понять ребенка и, возможно, помочь ему.

 

 

Литература:

 

  1. М.В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми» Санкт-Петербург, 2006г.;
  2. И.В. Сусанина «Введение в арт-терапию: Учебное пособие» Коги-то-Центр, 2007 г.;
  3. М.М. Безруких «Сенсомоторное развитие дошкольников» Москва, 2001 г.
Опубликовано: 30.04.2017