Применение инновационных технологий с цветом на уроках изобразительного искусства учащихся начальных классов

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Карпенко Светлана Петровна

Организация: КГУ «Средняя школа № 6»

Населенный пункт: Республика Казахстан, г. Зыряновск

В изобразительном искусстве языком живописи является цвет. Он имеет способность вызывать у зрителя различные чувства. Цвет – основное средство эмоциональной выразительности произведения.

С понятием цвета дети знакомятся с первого класса. Для развития художественного восприятия и видения нужно постоянно совершенствовать навыки работы с цветом: уметь составлять промежуточные цвета, знать их оттенки, уметь отличать холодные и тёплые тона.

Дети младшего возраста воспринимают цвет и работают с ним преимущественно локально, т.е. берут один цвет и заполняют им какую-либо плоскость. И это зачастую преподносится исследователями детского творчества как возрастная закономерность.

С одной стороны это действительно так. Но не надо забывать, что многие «возрастные закономерности» являются следствием отсутствия знаний и умения работать с определёнными изобразительными средствами. В этом легко убедиться – попробуйте дать краски взрослому  человеку, никогда не занимавшемуся изобразительным творчеством и первый результат вы получите такой же, как у ребёнка, - он будет работать локальным цветом. Но живопись немыслима без живого,  дышащего, развивающего цвета. Цвет в живописи должен играть всевозможными оттенками.

Уже несколько лет, работая учителем начальной школы, я пришла к выводу, что мы по данной теме не закладываем серьёзную основу дальнейшего шага в среднем звене.

Я задалась целью выявить исходный уровень знаний, умений и навыков работы с цветом и установить трудности, препятствующие восприятию и усвоению материала.

Для выявления уровня мною была выбрана тестовая форма контроля и оценки ЗУНов учащихся с выбором ответа. Вопросы, включённые в тесты помогли выявить проверку не только научно-теоретических понятий, а также и уровень сформированности учебных действий.

Анализ по данной теме показал сравнительно низкий уровень знаний. Качество знаний учащихся составило 48,6% (по итогам четверти и года, мы, как правило, получаем 80-100%)

Выявленный уровень сформированности знаний, умений и навыков позволил установить трудности, препятствующие восприятию и усвоению учебного материала по теории цветоведения: недостаток конкретных знаний; упражнений и заданий по формированию навыков работы с цветом, особенно занимательного характера.

Цель моего исследования заключалась в разработке теоретических и практических основ по эффективному использованию навыков работы с цветом. Что позволяет понять, насколько учитель осознаёт необходимость идти не шаблонным путём, а отбирать педагогические средства, адекватные возможностям и потребностям учеников.

В связи с этим, мною было разработано методическое пособие для учителей начальных классов и  изобразительного искусства «Формирование навыков работы с цветом». В сборнике – игры,  тренинговые упражнения, упражнения, творческие задания, задачи, лото, сказки, рассказы, стихи, праздники, сценки по теме цветоведения.

Чего я хочу от предстоящих уроков? Быть понятой моими учениками, понимать каждого из них в нашей совместной работе, достичь успеха в деле.

Моя роль создать условия, при которых ученик займёт позицию соавтора, ибо педагогический процесс образования в школе – это совместное движение ученика с учителем, совместная работа ума, чувства, воли. Вот стержень, определяющий содержание урока.

Изучение всякой учебной дисциплины опирается на теорию. Систематическое и последовательное изучение теории изобразительной грамоты  является одним из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству. Только опираясь  на прочные теоретические положения изобразительной грамоты, начинающий художник может успешно усвоить практические навыки.

Как бы глубоко не изучалась теория, мастерство в любом виде приобретается главным образом в процессе многочисленных, последовательных и систематических практических упражнений. Умения и навыки делаются прочными в результате повторных упражнений.

Если изложение тем носит теоретический характер, то практические задания, должны быть распределены на все годы обучения. Например, изучая теорию цвета, можно начать урок с разговора о цветах – какие цвета нас окружают? Пусть дети вспомнят и назовут цвета неба, деревьев, травы – всего, что нас окружает. Пусть они внимательно посмотрят по сторонам и как бы заново увидят цветовое разнообразие и удивятся ему.

Дополняю ответы детей стихотворением «Три цвета»:

Жили-были феечки,

Они имели леечки.

Жёлтая феечка – жёлтую леечку.

Фея красного цвета –

Прекрасна была, как лето.

Фея синего цвета –

В шелка небесные одета.

Фея жёлтого цвета –

Солнцем весенним согрета.

Любили феи пошалить.

И землю красками из леечки полить.

Вдруг краски все перемешались –

И феечки остановились,

Они изрядно удивились:

Другие краски появились!

Решили все: «Прекрасно!»

Что делать, всем нам ясно!

Запели песенку скорей:

«Лей краски, лей и не жалей:

Мир разноцветный веселей».

 

И тут вы озадачьте их заявлением о том, что всё это разнообразие можно получить с помощью всего лишь трёх красок. Здесь у учителя большой выбор. Суть заданий должна заключаться в следующем: смешивая три главные краски, получить как можно большее количество цветов и оттенков и затем раскрасить ими по выбору – бабочку, букет цветов, ковёр, город. На этом этапе уместно стихотворение-упражнение «Три цвета»

Три цвета, три цвета, три цвета.

- Ребята, не мало ли это?

А где нам зелёный, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой вот),

Получим мы цвет …(Фиолетовый)

А синий мы с жёлтым смешаем

- Какой мы цвет получаем? (зелёный)

А красный плюс жёлтый –

Для всех не секрет

Дадут нам конечно …(оранжевый цвет).

 

Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного знания и умения, но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь глазами ребят. Например, при знакомстве с «цветовым кругом», «основными цветами» обыгрывается сказка в различных вариантах и с первого же урока способствует активизации учащихся. Дети ощущают себя соучастниками создания Сказки, увлечённо дополняют педагога, подсказывают ему и охотно рисуют.

Например, «В этом городе была одна странная особенность: в нём не жили краски. И поэтому всё в нём было белым. И вот однажды в городе появился Художник». Когда переходим к рисованию художника, я не знаю, что сочинят дети, каким они захотят видеть Художника: старым или молодым, весёлым или серьёзным, бородатым, усатым, длинноволосым или кудрявым, в очках, в шляпе, немыслимом колпаке. «А шляпа была высокая, с полями» - выкрикивает кто-то. «А на полях сидела его любимая кошка, птичка, бабочка». А что же было у него на ногах? Штиблеты, сапоги, ботинки кроссовки, сандалии. И так мы уточняем весь костюм Художника.

Я очень люблю эти моменты весёлого, коллективного творческого поиска. Не иду на урок с готовым шаблоном. Живая импровизация, основанная на точном знании цели – того, что я хочу дать детям и получить от них, подарит нам столько неожиданных находок, что нам никогда не станет скучно и неинтересно.

«В одной руке Художник держал кисть, а в другой палитру. И было в ней всего три краски: три главные и волшебные - красная, жёлтая и синяя»

А почему они были главные и волшебные, дети объяснят в конце урока.

«Посмотрел Художник на город, покачал удивлённо головой и принялся за работу. Взял жёлтую краску и разукрасил…» Что? Конечно, солнышко. «Засияло оно на небе, заулыбалось. А потом Художник раскрасил несколько домов. Цветы. И город чуть-чуть повеселел. Красной краской раскрасил крыши некоторых домов, флажок, флюгер, яблоки на деревьях. А голубая краска понадобилась ему для неба.» Все, что можно было разукрасить тремя волшебными красками, он уже разукрасил, а других красок у него нет. А работы ещё предостаточно, ведь белыми остались деревья, трава, цветы, бабочки, животные, люди… «Сел Художник и задумался.» Задумались и мы. Где же ему найти недостающие краски? Ведь нам нужна ещё зелёная, оранжевая, фиолетовая, коричневая и другие краски.

И на глазах у детей я терпеливо и последовательно смешиваю определённую пару цветов. Синий смешиваю с жёлтым, получаю зелёный. Дети воспринимают это буквально как фокус. На дополнительном листе мы немножко занимаемся математикой: изображаем жёлтый круг,  плюс голубой – получаем зелёный. Его мы вносим на палитру Художника между голубым и жёлтым. И считаем, было у Художника три краски, стало четыре и т.д. Таким образом на палитре Художника цвета замкнулись в «цветовой спектр».

Почему краски волшебные дети отвечают быстро, они в этом легко убедились. А вот почему главные, дети отвечают не сразу. Для того чтобы помочь им найти ответ, предлагаю такую ситуацию:

- Ваня шёл в школу и потерял  зелёную краску. Пришёл расстроенный. Можно Ване помочь?

-Можно! - Добрые дети сразу предлагают ему зелёную краску. Тогда говорю:

- А если её все потеряли? Можно что-нибудь придумать?

 Кто-то догадывается, что можно смешать краски.

-А если потерялся синий?

Тут поступает масса предложений смешать краски. Терпеливо воспроизвожу на листе разные варианты, пока дети не сделают вывод: синий получить нельзя. Тоже самое  - красный и жёлтый.

В конце урока дети приходят к выводу, что практически всё «многоцветье» мира состоит из трёх красок. Ведь на глазах Город из белого с помощью Художника и всего лишь трёх его красок превратился в разноцветный.

В течение года мы будем возвращаться к Сказке о Художнике, и первый урок будет как бы продолжать жить в последующих уроках. Город может менять свой цвет, становясь тёплым и холодным, его можно выполнять в контрастной и близкой, насыщенной и ненасыщенной тёмной, ненасыщенной светлой цветовых гаммах в зависимости от погоды, настроения, времени года и т.д. Взаимопроникновение уроков – это очень важный момент всей моей методики.

Мной подготовлены карточки с шестью цветами, в течении нескольких уроков с детьми провожу  упражнение «Цветовая угагай-ка» на смешивание цветов. Кто-то из учеников выходит к доске и показывает карточку зелёного цвета, остальные быстро должны показать две карточки, из которых состоит этот цвет. Или наоборот, ведущий показывает два цвета, а ученики в ответ – «составные цвета». Так легко в игровой форме  быстро проверить знания всего класса. 

Для расширения информации о цвете,  включаю в урок  задачи на внимание. Например: «Сколько цветов в загадке?»

 

Красные маки,

Жёлтый песок.

Вспыхнул на ветке

Зелёный листок.

Жук фиолетовый греет бока,

Синяя плещет река в берега.

Оранжевым солнцем согреты леса.

А у скворца голубые глаза.

 

Тема о выразительных возможностях цвета проходит сквозь все живописные задания, повторяясь и усложняясь в том или ином варианте. Неожиданный вопрос: «Может ли цвет говорить?» - озадачивает детей. Как правило, они дружно отвечают, что «нет – цвет говорить не может!». На доске закреплено множество карточек в различной цветовой гамме  в виде абстрактных пятен, которые повёрнуты к ним обратной стороной. Начинаю свою новую историю. «Когда нас в классе не было сюда прилетали всякие сказочные герои: Баба Яга, Дюймовочка, Буратино, Чиполлино и др. Им очень понравился наш класс и они хотели чтобы вы узнали, что они тут были. Но вот беда сказочные герои в школе не учились, писать и читать не умеют. Они нашли краски, каждый по своему характеру выбрал те цвета, которые ему больше всего понравились и соответствуют и оставили автографы на листочках.

- Давайте посмотрим и попробуем угадать – кто же здесь кто? Начинается разбор каждой цветовой гаммы, подбираются возможные варианты сказочных героев. Например, карточка в оранжево-красной гамме может характеризовать Жар-птицу, Душу Огня, Огневушку-поскакушку. Умышленно делаю ошибки, провоцируя бурную реакцию, показываю карточку в чёрно-синей гамме и говорю:

- Это, наверное, Дюймовочка? Снежная Королева?

- Каким образом вы безошибочно угадали всех героев? Кто вам подсказал? Вывод детей совершенно очевиден. Дети понимают и дружно соглашаются, что цвет может говорить и о многом рассказать. Он может радоваться и сердиться, грустить и петь. На этих же карточках обыгрывается настроение человека, времена года, время суток, состояние погоды, мелодии композиторов. В качестве задания предлагается передать абстрактную цветовую композицию по данным темам, где цвет должен нести определённую цветовую нагрузку. Или сад доброго и злого волшебника, таинственное или весёлое подводное царство, страшные-престрашные звери – зубастые, клыкастые, чубатые, рогатые; Грустилки, Смешинки, Страшилки, Белый (грустный) и Рыжий (весёлый) клоун. Детям постарше можно дать задание – выразить цветом своё отношение к тем или иным событиям (день рождения, ссора с другом и др.) При обсуждении замысла работы, вполне уместны вопросы:  Какую цветовую гамму ты выберешь? Какое  будет настроение? Какой общий цветовой настрой работы? Надо помогать ребёнку осознанно добиваться результата. Главное – научить ставить перед собой задачу и решать её определёнными выразительными средствами.

Большое внимание нужно уделить оттенкам цвета. В «цветовом круге» каждый цвет находится в соседстве с другими. Таким образом, красный цвет может развиваться в сторону оранжевого и фиолетового. А при добавлении зелёного – в сторону коричневого. Устраиваем соревнование. Мы будем рисовать гусеницу (красную, зелёную, фиолетовую, жёлтую). Она должна быть одного цвета, но каждое звено гусеницы должно иметь собственный оттенок. У кого гусеница выйдет самой длинной, то и станет победителем. А при обсуждении, дотошно разглядываем каждое звено – нет ли повторов, подсчитывая количество оттенков, все дети тренируют свой глаз и в очередной раз учатся не только смотреть, но и видеть.

Знания осваиваются детьми долго. Б.М. Неменский утверждал: «Всякий навык достигается только многократной повторяемостью операции. Это закономерность любых навыков». Знания в области искусства – это не механические знания, они должны пройти сквозь чувства, эмоции и душу ребёнка, чтобы в дальнейшем он мог распоряжаться ими по собственному замыслу.

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети зарождаются жаждой знаний, стремятся к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в учении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которые доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.

Я пришла к выводу: результативность формирования знаний, умений и навыков будет выше, если в учебный процесс обучения теоретическим основам внедрить в практику систему заданий занимательного характера по формированию навыков работы с цветом. Любой метод, налагаясь на индивидуальность учителя, приобретает новые краски, обогащается, становясь продолжением  педагогического поиска, который никогда не должен заканчиваться.

               

 

Литература:

  1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Москва, 1965 г.

  2. Комбарова Л.Я. Сказка о красках. Москва, 1991г.

  3. Дёмкина Л.И. Основные цветовые понятия и термины. Ленинград,1978 г.

  4. Энциклопедический словарь юного художника. М,1983 г.

  5. Чудинова В. В. Игры. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства. Усть-Каменогорск, 1993 г.

  6. Б. Неменский. Программа по изобразительному искусству, Москва, 1986 г

                

Опубликовано: 02.04.2017