Урок : «Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ»
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Пулина Валерия Николаевна
Организация: МАОУ СШ №4
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Бор
Педагогическая цель: различать непарные мягкие шипящие согласные [ч], [щ], познакомить с правописанием буквосочетаний чк, чн, щн, нч, нщ.,чт; формировать мотивацию к изучению орфограмм, развивать орфографическую память, мышление, интеллект; воспитывать дружелюбие, уважение друг к другу.
Тип урока - комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала.
Метод обучения - проблемно – поисковый.
Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход, проблемный диалог.
Планируемые результаты:
Предметные – научатся писать в словах сочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; воспринимают важность учебы как интеллектуального труда и познания нового; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово, проявляют интерес к изучению языка.
Метапредметные УУД:
Регулятивные – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата, строить логическую цепочку рассуждений; извлекать необходимую информацию из объяснения учителя;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих, уметь оформлять мысли в устной речи; слушать и слышать речь других участников образовательного процесса.
Оборудование: компьютер, планшет, интерактивная доска, тетради на печатной основе «Русский язык 2 класс»; презентация к уроку.
Дополнительные материалы: ватман с елкой, жетоны (красные и зеленые).
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Орг.момент 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите назад, поприветствуем наших гостей. Посмотрите на своего соседа, мысленно пожелайте ему успехов. Проверьте все ли готово у вас к уроку? Если все в порядке на вашем столе, то тихонечко садимся. -Тетрадь правильно кладу, |
Приветствие учащихся.
Дети готовы к уроку
|
|
2.Актуализация и пробное учебное действие. |
- Запишите число, классная работа. Проговариваем каждое слово Минутка чистописания. - Пропишите буквы, посмотрите сначала, какие буквы я вам напишу Че, Ща. Кто прописал выделите зеленым в кружок самую аккуратную букву, написанную вами. -Что вы знаете об этих буквах?
Словарная работа. СЛАЙД 1 1. Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица. (щелчок) 2. По квартирам и домам Много писем, телеграмм Он приносит адресатам. Как зовут его, ребята? (щелчок) 3. Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один - Кислый очень, очень. (щелчок) 4. Во дворе стоит грибок, А под ним лежит песок, Из него любой ребенок Испечет вам пирожок (щелчок)
5.Как назвали человека, который помогает своими делами и поступками? -Проверьте написание слов с образцом. -Что общего между этими словами?
-Чем отличаются эти слова? -Скажите, что объединяет все эти слова? -(Посмотрите на ленту памяти, посмотрите на задание с этапа минутки чистописания, чем похожи все эти слова?) |
Выполняют требования учителя
Дают характеристику звукам [ч], [щ]
.(белочка)
Ответ: Почтальон
Ответ: Лимончик
Ответ: Песочница
Ответ : Помощник (Выполняют требования учителя) -Эти слова отвечают на вопросы кто?что? (одушевл., неодушевл, кто? Что?) -[ч]-непарный мягкий согласный звук. |
|
3. Выявление места и причины затруднения. |
- На какие 3 группы разделены слова? СЛАЙД 2 Бол... кол...цо ноч...ной Лос... кон...ки хищ...ный Мол… ден…ки кон...чик -Порассуждайте в парах над этим вопросом и еще одним ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИХ СЛОВ НА 3 ГРУППЫ?. -Как обозначается мягкость согласных? -Что общего в написании орфограммы в 1 столбике?
- Что общего в написание орфограммы 2 столбика?
-Ребят, следовательно, в 3 столбике какой вывод вы можете сделать? (тоже нужно ставить Ь?) -Почему нам хочется поставить Ь в слова 3 столбика? Как вы думаете? -Какую букву нужно поставить? Докажите. |
Ь в конце слова Ь в середине слова ЧН, ЩН, НЧ
(работа в пара)
Е,И,Я,Ё,Ю и Ь Ь обозначает мягкость предшествующего согласного на конце слова Ь стоит в середине слова и служит для смягчения предш.согл. Нет, не нужно.
Нас путают [ч][щ]-они согл.непарные мягкие Никакую, т.к. в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, чт не ставят Ь знак |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? –Правильно. -А как вы думаете, есть ли еще буквосочетания аналогичные(с непарным звуком [ч], [щ] этим? (подсказать примером барабанщик, сварщик) -На какие вопросы по этой теме, вы бы хотели ответить? -Чтобы вы хотели узнать?
СЛАЙД - Хорошо, ребята, я вас услышала, надеюсь, сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы. |
Буквосочетания чк, чн, нч, щн, РЩ,НЩ
Являются ли эти буквосочетания орфограммой? Как она будет называться? Как пишутся эти буквосочетания в словах? Как научиться грамотно писать в словах эти буквосочетания? Как научиться приводить примеры на данную орфограмму? |
|
5.Физ.минутка |
СЛАЙД видео |
|
2 минуты |
6. Реализация построенного проекта |
Работа с пословицами СЛАЙД -Прочитайте, когда так говорят? Как вы думаете, можно ли сказать, что эти пословицы относятся к нашей теме урока? –Докажите. А как вы думаете, на что стоит обратить внимание? -Какие ошибки на письме возможно допустить?
- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чем заключается опасность? _ Как называются такие опасные места в словах русского языка? |
Ответы детей Да, потому что в них есть слова с буквосочетаниями щн, чк. В них можно поставить Ь. Они всегда мягкие, но мягкий знак после них не пишется. Их правописание нужно запомнить.
Орфограммами |
|
|
|||
7.Самостоятельная работа с фронтальной проверкой |
СЛАЙД В тетрадях записываем самостоятельная работа. Прочитайте, какое задание Вам предстоит выполнить? -Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ? -Ребята, работа будет по вариантам. Что вы заметили? На выполнение работы вам отводится __ минут. Работаем. -Поменяйтесь тетрадями со своим соседом. Возьмите карандаш и за правильный ответ поставьте +, за неправильный -. Поменяйтесь тетрадями обратно (Проверить сколько плюсов получилось) |
Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется. -должно быть 3 столбика (3 столбик общий) (проверка тетради своего соседа) |
|
8. Включение в систему знаний и повторения. |
-Ребята, а теперь я попрошу вас вспомнить вопросы (цели) на которые мы хотели ответить. СЛАЙД
-А где мы можем найти ответы на свои вопросы? -Откройте учебник на стр5. Вспомним наши вопросы! 1.Являются ли буквосочетания орфограммой? Найдите и прочитаем все вместе 2.Как она будет называться? 3. Как научиться грамотно писать в словах эти буквосочетания? 4.Как научиться приводить примеры на данную орфограмму?- 5. Как пишутся буквосочетания в словах? Прочитаем все вместе. -Какие примеры приведены, доказывающие что пишем без Ь -В чем заключается опасность в написании этих слов? -Что нужно запомнить при написании этих буквосочетаний? -Приведите свои примеры Скажите, на все ли вопросы мы ответили |
Буквосочетания чк, чн, чт… пишутся без мягкого знака. В учебнике на стр 5
«Буквосочетания чк, чн, чт,щн,нч-это орфограмма. Эти буквосочетания пишутся без Ь-тоЧКа, реЧНой, поЧТа, помоЩНик, птеНЧик. -Ь писать не нужно
-Можем записать с Ь Да (ответы детей) |
|
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Оценка деятельности уч-ся учителем |
- Посмотрите у меня в руке 3 шарика, а в шарике слова: 1.СнегуроЧКа, 2 снежиноЧКа, 3.свеЧКа. -Ребята, а как вы думаете, с каким праздником связаны данные слова? Давайте сделаем так, чтобы кусочек нового года был у нас в классе. Вот, ёлочка, на нее я повешу свои 3 шарика со словами, вы тоже повесите свои новогодние шарики. - Если вам было интересно на уроке, и вы все поняли и сможете потом поделиться своими знаниями дома, то прикрепите – шарик красного цвета. -А если у вас остались вопросы и вы на них не услышали ответов и дома хотите разобраться до конца – зелёный. Н-о есть еще одно задание, чтобы ваш шарик более красивым его нужно украсить словом, у котором будут изученные нами буквосочетания. Покажите, ребята, какие знания вы сегодня получили на уроке, примените их на этом шарике. -А давайте посмотрим, какая красивая елочка у нас получилась. -Сделайте вывод, глядя на нее. (Прокомментировать учителю, если дети не смогут ответить на поставленный учителем вопрос) 1)Какие новые знания вы получили на нашем уроке? 2)Кто научился применять их на практике? -Ребята, вы сегодня плодотворно поработали, и я делаю эти выводы не случайно. -Многие из вас проявляли навыки сотрудничества со своим соседом. -Вам приходилось избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Мы с вами выполнили все задания и достигли поставленные задачи. |
-Новый год. (Учащиеся берут по два шарика в коробочке учителя красного цвета и зеленого и оценивают себя, прикрепляя шарик того или иного цвета)
Все учащиеся поняли материал, многие применили свои знания на практике, есть некоторые ребята, которым требуется поработать дома.
|
|
10. Дом. задание |
-Итак, откройте дневники и запишите Д\З. Но д\з будет очень интересным на выбор ,т.е вы сами решите какой номер будете выполнять Уч. стр 5 выуч. правило В рабочей тетради на стр. 3 или 4. №1- самое простое задание №2- задание сложнее №3-задания повышенной сложности. Каждый дома должен оценить свои возможности и выполнить только одно упражнение. |
(Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, оценивая свои возможности) |
|