Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Менжулина Жанна Валериевна

Организация: МКДОУ детский сад №19-Центр развития ребенка

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы». Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Каковы же задачи развития творчества детей?

1. Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, танце

2. Способствовать общему развитию дошкольников

3. Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания

4. Привлекать детей к исполнительской деятельности в ДОУ и на городских концертных площадках

5 . Учить детей творчеству в различных видах музыкальной деятельности

Цели:

(1 создать условия развития личности ребенка)

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов.

(2. Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка)

В импровизациях ребенок эмоционально применяет все то, что усвоил в процессе обучения

(3. Развивать мотивации личности к познанию и творчеству)

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.

Н.А. Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлением детей, приобретает развивающий характер.

Но для того, что бы творчество ребенка было более продолжительным необходимо учитывать следующие моменты:

1. Деятельность должна вызывать положительные эмоции, ребята должны получать удовольствие от своей деятельности

Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность

2. Деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности.

3. Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей по качеству, по решению проблем, но является важным для самого ребенка.

Развитие музыкально-творческих способностей подразумевает:

Музыкальность – это сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.

Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков музыкальной деятельности это:

1.ладовое чувство

3.чувство ритма

Творческие способности

Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя. Придумывая, изображая.

Ребенок берется за любые темы.

Индивидуальные способности проявляются у детей по-разному у одних –хорошая музыкальная память, у других отзывчивость на музыку, у третьих. – наличие абсолютного слуха, у четвертых.-неразвитый слух, но с глубоким интересом к музыке. Каковы показатели успешного музыкального творчества?

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность, оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Первый показатель муз творчества- это проявление новых элементов при создании простейших форм песенного, инструментального, танцевального и игрового творчества

Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. Именно музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт.

От того, какая музыка окружает ребенка, зависят становление музыкального вкуса, его кругозор, интерес к музыкальной деятельности. А потому музыкальные произведения должны отвечать определенным требованиям .

Художественность предполагает отбор муз. произведений- образцов музыкальной классики и современности.

Доступность - произведения должны быть понятны детям, форма произведения должна быть простой, музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта детей играет музыка. Ведь музыка – это и есть собственно эмоция, и сам процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд. В процессе и после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимической, пантомимической импровизации, сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового.

Участие в исполнении музыкальных произведений - пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры- является естественным природе ребенка способом общения с музыкой . Его музыкальное развитие связано с целостным овладением как специальных, так и общих исполнительских умений.

Этапы развития детского творчества:

  1. Дети активно подражают способам деятельности взрослого по образцу. На данном этапе используются задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового - измени, придумай, сочини) . Например, досочини песенку, доиграй песенку зайчика, лиски…) .
  2. Сотворчество педагога с ребёнком. На данном этапе ставится задача сформировать способы действий, которые стимулируются взрослым лишь косвенно. Используются задания, способствующие освоению способов творческих действий, поискам решений. (Сочини мелодию на звукоподражание «у-у», «ква-ква») .
  3. Выполнение ребёнком творческого задания, требующего от него самовыражения, т.е. самостоятельных действий, усилий, без применения образцов взрослым. (Сочинить песню, выбрав текст по своему усмотрению, сочинить мелодию на собственный текст) .

Н. А. Ветлугина отмечает, что успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее, песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.) .

Н. А. Ветлугина выделяет наиболее эффективные методы развития музыкального творчества:

  • Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении;
  • Упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев;
  • Обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного творчества.

  

Подобно живописи, театру, поэзии, музыка является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Музыка сопровождает, влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Из родника музыки начинал  пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, частушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях, сопровождали человеческую речь.

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду. /под ред. Н. А. Ветлугиной - М. 1989
  2. Ремизовская Е. Р. Солнышко. Система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.-мн.: Изд. В. М. Скакун, --1996
  3. Ходонович Л. С. В мире музыки: учеб. Издание.-Минск: Сэр-Вит, 2000
  4. Ходонович Л. С. Музыкальное творчество и игровая деятельность// Пралеска.-2000.-- №3
Опубликовано: 25.12.2016