Эмоциональное раскрепощение детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Менжулина Жанна Валериевна

Организация: МКДОУ детский сад №19-Центр развития ребенка

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

В небольшом провинциальном городе прикоснуться к искусству не всегда бывает возможно. Театрализованная деятельность – это развитие речи, расширение кругозора, раскрепощение детских душ.Так и возникла идея «побороться за души детей» театром. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, обучения чувствованию и художественному воображению. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Так была создана театральная студия «Золотой ключик».

 

Пояснительная записка

  1. Руководитель кружка - Менжулина Жанна Валериевна. Музыкальный руководитель МКДОУ д/с №19 – ЦРР. Высшая квалификационная категория. Кружок действует с 2005-2015 год.
  2. Цель кружка.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка.

  1. Побуждение интереса к театрально-игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам,
  3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра; обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Развивать желание выступать перед детьми и родителями.

Ожидаемые результаты

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь» память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств( дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки, любовь к животным). 

Перспективный план работы кружка «Золотой ключик» на 2014-2015  учебный год.

Сентябрь

Тема: "Давайте познакомимся".

Цель:

  • формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство;
  • побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Тема: "Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое".

Цель:

  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализированной игры и активное участие в ней;
  • развивать двигательную активность детей.

Тема: "Ходит осень по дорожкам", (по сказке "Теремок")

Цель:

  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;
  • пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека;
  • учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Тема: "Прогулка по лесу".

Цель:

  • учить детей эмоционально проговаривать фразы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса;
  • развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление.

 

Октябрь.

Тема: "Мы играем и поем". (имитация игры на дудочке в свободной пляске "Маша и медведь")

Цель:

  • вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками;
  • побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения.

Тема: "Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить".

Цель:

  • учить отождествлять себя с театральным персонажем;
  • развивать внимательность; учить сочетать движения и речь;
  • закреплять знания об окружающем.

Тема: "Во садочке я была…”

Цель:

  • учить детей свободно двигаться, «используя все окружающее пространство;
  • воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений;
  • помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Тема: "Игровая викторина по стихам А. Барто".

Цель:

  • развивать имитационные навыки;
  • развивать фантазию, эмоциональную память;
  • воспитывать дружелюбные отношения в игре;
  • продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

 

Ноябрь

Тема: "Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет".

Цель: 

  • продолжать  учить  слушать  сказки,  развивать  ассоциативное мышление;
  • развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Тема: "Мы водили хоровод".

Цель:

  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
  • развивать подражательные навыки и фантазию;
  • формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

Тема: "Заюшкина избушка" (театр конусной игрушки).

Цель:

  • поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки;
  • обесточивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Тема: "Зеркало, зеркало - скажи...".

Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

 

Декабрь

Тема: "Потеряли котятки но дороге перчатки".

Цель:

  • развивать умение следить за развитием действия;
  • продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Тема: "Встали детки в кружок - закружились как снежок".

Цель:

  • продолжать учить детей импровизировать под музыку;
  • развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы;
  • развивать память физических ощущений.

Тема: "Мешок с сюрпризом", (театр на картоне)

Цель:

  • побуждать интерес к театральной игровой деятельности;
  • обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения;   
  • развивать пространственное и образное восприятие.

Тема: "Заходите в гости к нам".

Цель:

  • развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве;
  • формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству;
  • развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции.

 

Январь

Тема: "Сказка о глупом мышонке".

Цель:

  • побуждать детей к активному участию в театральной игре;
  • учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь;
  • учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Тема: "Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один".

Цель:

  • познакомить детей со сказкой "Лиса, заяц и петух";
  • формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений;
  • воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Тема: "Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!".

Цель:

  • учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;
  • воспитывать коммуникативные навыки общения;
  • учась сочетать речь с пластическими движениями;
  • побуждать участию в театральной игре.

Тема: "Звери в гостях у Снегурочки".

Цель:

  • вызвать желание участвовать в играх-драматизациях;
  • подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

 

Февраль

Тема: "Без друзей нам не прожить ни за что на свете".

Цель:

  • учить детей отгадывать загадки;
  • развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;
  • воспитывать любовь к животным.

Тема: "В гости к ежику и лисе".

Цель:

  • учить детей  интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса;
  • формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений;
  • развивать воображение и способности к творчеству;
  • воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Тема: "Мы актеры".

Цель:

  • формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия;
  • воспитывать партнерские отношения между детьми.

Тема: "В гости пальчики пришли".

Цель:

  • развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;
  • развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук;
  • воспитывать партнерские отношения между детьми;
  • учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

 

Март

Тема: "Весна пришла!".

Цель:

  • учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами;
  • воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Тема: "Смоляной бычок".

Цель:

  • развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре;
  • продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Тема: "Представьте себе...".

Цель:

  • вызвать у детей радостный эмоциональный настрой;
  • развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции;
  • учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Тема: "Воробей и кот".

Цель:

  • учить детей слушать сказку;
  • рассказывать ее вместе с воспитателем;
  • формировать необходимый запас эмоций;
  • развивать воображение.

 

Апрель

Тема: "В тесноте, да не в обиде".

Цель:

  • учить детей отгадывать загадки;
  • воспитывать коммуникативные качества;
  • учить сочетать речь с движением;
  • развивать воображение.

Тема: "Свет мой зеркальце скажи".

Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.

Тема: "На болоте две подружки, две зеленные лягушки".

Цель:

  • развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью;
  • учить детей использовать в игре все пространство;  
  • воспитывать коммуникативные качества;  
  • формировать необходимый запас эмоций.

Тема: "Дайте только срок, построим теремок!".

Цель:

  • продолжат учить детей отгадывать загадки;
  • развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции;
  • учить сочетать движения и речь;
  • развивать воображение.

 

Май

Тема: "К нам гости пришли!"

Цель: вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Тема: "Ладушки-ладошки"

Цель:

  • учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре;
  • развивать память;
  • учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя; 
  • воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • формировать живой интерес к русскому фольклору.

Тема: "Пчелки-детки, полетели!"

Цель:

  • развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки;
  • развивать творческие способности детей;
  • побуждать к активному участию в театральном действии;  
  • учить интанционно-выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста.

Тема: "Два веселых гуся"

Цель: 

  • развить  намять  физических  ощущений; 
  • учить  интанционно-выразительно проговаривать фразы;
  • воспитать бережное отношение к окружающему миру;
  • развить пантомические навыки.

 

 

 

 

Литература

  1. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова "Театрализованные игры в д/с" Москва "Школьная пресса" 2000 г.
  2. М.Д. Махаивва "Театрализованные занятия в д/с" Москва, Творческий центр "Сфера", 2003 г.
  3. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко "Кукольный театр -дошкольникам" Москва "Просвещение", 1982 г.
  4. КВ.Штшнько "Воспитание искусством в д'с" Москва, Творческий центр "сфера", 2007 г.
  5. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милатнотч Программа Театр - творчество -дети" Москва, 1995 г.
Опубликовано: 17.12.2016