Изменения в содержании и технологиях основного этапа урока

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Алгазина Ольга Борисовна

Организация: ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой

Эпиграфом к докладу я подобрала китайскую пословицу: «Скажите мне – я забуду,
Покажите мне – я запомню, дай сделать – и я пойму». Параллель проста: можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, - не научится.

ФГОС в главе №7 Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена говорит о том, что «При формировании ППССЗ образовательная организация:… должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся»

За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни.

Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения.

Одно из направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных и интерактивных методов обучения в учебном процессе.

В педагогике различают несколько моделей (методов или форм) обучения:

1) пассивная - обучающийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит), должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом - источником правильных знаний (иногда эти методы называют еще репродуктивными).

2) активная - обучающийся является «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания), выполняет творческие задания, вступает в диалог с педагогом.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Если говорить о классификации активных методов обучения, то самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Признаками активных методов обучения являются:

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

3) интерактивная – взаимодействие (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

Сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Считается, что наиболее современной формой активных методов, являются интерактивные методы обучения.

    

Задачи интерактивных методов обучения («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»)

1. Активное включение каждого учащегося  в процесс усвоения учебного материала.

2. Повышение познавательной мотивации.

3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

4. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.

5. Воспитание лидерских качеств.

6. Умение работать с командой и в команде.

7. Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

 

Эффективность процесса обучения зависит от реализации следующих принципов:

  • комплексного подхода к процессу обучения;
  • интерактивности;
  • дифференцированного подхода;
  • учета индивидуальных особенностей;
  • вариативности режима работы;
  • проблемности (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).

Основными традиционными этапами учебного занятия являются:

  1. Организационный момент.
  2. Этап проверки домашнего задания. Этап проверки знаний, умений и навыков.
  3. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
  5. Этап первичной проверки понимания изученного.
  6. Этап закрепления нового материала.  
  7. Этап применения знаний и способов действий.
  8. Этап обобщения и систематизации знаний.
  9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
  10. Этап коррекции знаний и способов действий.
  11. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  12. Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока.

Схема занятия, в основе которого лежат активные или интерактивные методы обучения выглядит следующим образом:

1. Мотивация – 2 минуты (5%)

2. Постановка задачи - 2 минуты (5%)

3. Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%)

4. Практическое усвоение материала через активное и/или интерактивное задание – 24 минуты (60%)

5. Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%)

 

Какие же конкретные методы и приемы можно использовать, что организовать активное или интерактивное обучение?

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на занятиях. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими обучающимися по теме.

Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строятся на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.

Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть педагог не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами обучающиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у студентов определенного опыта логических рассуждений.

Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, студент должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие обучающихся друг с другом.

Метод проектов — самостоятельная разработка обучающимися проекта по теме и его защита.

BarCamp, или антиконференция. Суть этого метода заключается в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.

Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, который предполагает коллективное обсуждение обучающимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) — достаточно популярный метод. Во время игры обучающиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

Какими правилами должен руководствоваться преподаватель, создающий занятие в контексте ФГОС:

  1. Цели урока принимаются и формулируются обучающимися.
  2. Педагог систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.д.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.
  4. Педагог владеет технологией диалога, обучает студентов ставить и адресовать вопросы.
  5. Педагог эффективно (адекватно цели занятия) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит студентов работать по правилу и творчески.
  6. На занятии задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно- оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Педагог добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Педагог стремится оценивать реальное продвижение каждого студента, поощряет и поддерживает его.
  9. Педагог специально планирует коммуникативные задачи занятия.

Согласно исследованиям ученых человек, склонен запоминать 10% того, что читает, 20% того, что слышит на уровне восприятия слов, 30% того, что что видит, 50% того, что видит и слышит, 70% из того, что говорит, 90% из того, что говорит и делает одновременно.

 

Резюмируя вышесказанное, мне хотелось бы провести параллель между педагогом и врачом.

Вопрос: Какой критерий точнее всех других определяет квалификацию хирурга?

Ответ: Не репутация, не университет, который он окончил, и даже не то, насколько он умен и ловок. Лучший критерий – количество проведенных врачом операций определенного типа. Все дело в мышечной памяти. В повторении.

Современные образовательные технологии построения многокомпонентного урока для овладения обучающимися компетенциями диктуют педагогу использование таких технологий обучения, где главенствующей является практика.

Компетентность — это знание в действии. Поэтому на уроке должна быть:  ПРАКТИКА, ПРАКТИКА и еще раз ПРАКТИКА.

 

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2014 г. № 401).
  2. http ://works.doklad.ru
  3. http ://magistr.tstu.ru
  4. http ://nsportal.ru
Опубликовано: 28.10.2016