Обучение лириков физике

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Фомин Дмитрий Иванович

Организация: Гимназия искусств при Главе Республики Коми

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

В 60 – е годы ХХ века, во время хрущевской оттепели, когда появилась надежда на демократизацию жизни и духовное раскрепощение человека, когда в Московском политехническом музее мир читательских интересов будоражили стихи Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, возник своеобразный спор между лириками и физиками, спор этот отразился в известном стихотворении поэта Бориса Слуцкого: «Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне…».

Прошло более полувека, и сегодня мы можем наблюдать противоположную ситуацию, когда школьники считают (их более 60 %), что физика всем не пригодится и этот учебный предмет можно изучать по выбору.  Позволю себе не согласиться с этим суждением. Очевидно, что физика является основой современного научно-технического прогресса и ее роль в современном мире непрерывно возрастает. И моя задача донести до ученика эту важную мысль.

Пятый год я работаю учителем и обучаю воспитанников гуманитарной направленности. Это дети с выраженным уровнем мотивации и способностями к освоению предметов гуманитарного цикла, лирики, одним словом. Мы в наших гимназистах видим много признаков одаренности. А в соответствии с принятой в отечественной педагогике и педагогической психологии формулировкой, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в одном или нескольких видах деятельности. Проблема одаренности не нова, еще в 20-ые годы ХХ века Лев Семенович Выготский подчеркивал, что обучение одаренного ребенка выходит за рамки педагогических канонов. Не удивительно, что методологическую основу моей педагогической деятельности, помимо нормативно-правовых документов, направляющих и регламентирующих современное образование, составляют Рабочая концепция одаренности (2003 г.) и концепция формирования универсальных учебных действий Александра Григорьевича Асмолова.

Целью своей педагогической деятельности считаю формирование целостного представления о мире в условиях интеграции предметов естественного и гуманитарного циклов, посредством выбора технологий обучения, направленных на мотивацию активной познавательной деятельности учащихся и формирование УУД.

Прежде всего, охарактеризую портрет наших лириков.

Они обладают такими интеллектуальными характеристиками, как:

  • природная умственная и познавательная активность, любознательность;
  • наличие специфических стратегий деятельности, склонность «все делать по-своему»;
  • предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов, отказ от традиционных методов решения проблемы;
  • самостоятельность в процессе обучения, способны подбирать материал, анализировать его и написать реферат, учебно-исследовательскую работу;
  • перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности;

Применительно к нашим лирикам очень подходят стихи Бориса Леонидовича Пастернака

          «Во всем мне хочется дойти до самой сути,

          В работе, в поисках пути,

          В сердечной смуте.

          До сущности протекших дней,

          До их причины,

          До оснований, до корней,

          До сердцевины»

Также мы выделили социальные характеристики гимназистов:

  • отсутствие достаточно сформированных и эффективных навыков социального поведения;
  • отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства, независимость (автономность);
  •  непредсказуемость, неудобность для окружающих;
  • лидерство;
  • стремление к творческой деятельности.

Одним словом, эти характеристики можно выразить словами Александра Трифоновича Твардовского:

          О том, что знаю лучше всех на свете,

          Сказать хочу. И так, как я хочу.

Рабочая концепция одаренности предлагает 4 стратегии обучения одаренных детей (углубление, ускорение, обогащение и проблематизация), последние две представляются нам наиболее оптимальными в обучении лириков физике в условиях гуманитарного отделения гимназии.

По образному выражению лауреата Нобелевской премии 1944 г. Изидора Раби (за резонансный метод измерений магнитных свойств атомных ядер) физика составляет сердцевину гуманитарного образования.

По мнению Аркадия Мигдала, гения физики, у физики и высокого искусства один корень – природа, а точнее - природа красоты. Не случайно для своих физических методов он часто находил аналогии в поэзии. Альберт Эйнштейн, к примеру, хорошо играл на скрипке. А академик Лев Давидович Ландау говорил, что «физик, не воспринимающий поэзии и искусства»,- плохой физик.

Для того чтобы соответствовать потребности одаренного ребенка («во всем дойти до самой сути»), мы используем стратегию обогащения, которая предполагает выход за рамки традиционных тем и установление связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. В рамках данной стратегии мы пользуемся методами творческого характера — проблемными, поисковыми, эвристическими, исследовательскими, проектными, интегрируя предметы естественного и гуманитарного цикла.

Приведу несколько примеров.

На своих уроках я привожу примеры использования знаний физики из истории в виде проблемных ситуаций. Очень часто физики обращаются к наследию античных физиков, к примеру, Архимеда. Я же приведу пример из недавних событий. Статья «Размагничивание кораблей во времена ВОВ». А зачем это было делать? (Дети высказывают гипотезы, применяя знания магнетизма)…

Анатоль Франс (французский романист и критик) писал: Наука без литературы бездушна и груба.…Наши лирики любят получать задания-стихи, в которых неявным образом скрыты те или иные физические явления. Приведу пример.

Евгений Константинович Завойский.

          Ехал странный пассажир,

          Вёз в кошёлке рыбий жир.

          Чуть трамвай притормозит -

          Пассажир вперед скользит.

          Чуть трамвай прибавит ход -

          Пассажир назад ползёт.

          Все, кто ехал с пассажиром,

          Вышли, смазанные жиром.

Вопрос: Какое свойство физических тел объясняет поведение пассажира?

(Инерция - Механика)

Интегрируя физику с литературой, я обращаюсь и к фольклору (народные приметы, пословицы, поговорки, эпизоды русских народных сказок).

Безусловно, подобным образом организованное учебное пространство обеспечивает преобразование объекта из чувственной формы в модель, где уже выделяются существенные характеристики. А далее идет преобразование модели на основе общих законов физики. Речь идет о познавательных УУД.

Проблема неудобства лириков для окружающих, связанная с демонстрацией собственной автономности, повышенной конфликтности, некоторая недостаточность сформированности навыков социального поведения требует от нас организации деятельности, направленной на развитие коммуникативных УУД. Сочетая методы самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, мы рассчитываем на то, что  у наших гимназистов будет сформировано умение интегрироваться в социальную группу, навыки поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Данные методы используются мной при проведении физических экспериментов, лабораторных работ, практикумов, деятельность учащихся на которых оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. Соответственно будут выработаны и регулятивные УУД.

Интеграцию не вполне удобного ребенка в социум обеспечивает практико-ориентированный подход к решению жизненных задач. Решая подобные задачи, ребенок выходит за рамки теории и школьного социума.

Помните Федора Ивановича Тютчева: «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром…». А как определить приближается гроза или удаляется?

Лирик, склонный к глобализации и укрупнению проблем, способен разрабатывать социальные междисциплинарные проекты. К примеру, проекты по энергосбережению, а тем самым экономии природных ресурсов или по экологическим проблемам, например, утилизации энергосберегающих ламп  и т. д.

В качестве результата мы отмечаем выраженные личностные УУД в виде жизненного и личностного самоопределения на основе системы ценностных отношений к учению, к миру, к себе и к другому человеку (на основе данных ежегодного мониторинга с использованием методики П.В. Степанова).

Как мы уже говорили, наши лирики ищут проблему там, где ее иногда нет, им свойственно неприятие стандартных, типичных заданий, они предпочитают парадоксальную, противоречивую, неопределенную информацию взамен достоверной, проверенной теорией и практикой. Поэтому стратегия проблематизации в этой связи является наиболее приемлемой. Используя приемы из технологии проблемно-диалогического обучения от формулировки цели деятельности до организации рефлексии ее итогов мы формируем регулятивные УУД.

Приемы, которые я использую в рамках данной технологии, думаю, всем вам хорошо известны, но классика всегда остается классикой, в свое время их рекомендовали Василий Васильевич Давыдов, Даниил Борисович Эльконин, Александр Леонидович Венгер и сегодня эти приемы созвучны времени: это таблицы и тексты с лакунами (таблица, текст с вопросами, с пустыми местами), «крючки» внимания, «ловушки», «узелки проблем», проблемные вопросы и проблемные ситуации, спровоцированные видео и аудио материалами.

Важным, на наш взгляд, представляется организация на уроке диалога (ведь счастье, это когда тебя понимают): диалога ученика и ученика, ученика и учителя, где ученик с его насущными потребностями и проблемами остается доминантным субъектом. Часто на уроках мне приходится применять как прием «решение ситуаций здесь и сейчас». У лириков возникает интерес к какой-либо современной проблеме, касающейся в той или иной степени физики (Конец света, трагедия Фукусимы, андронный коллайдер). Они занимаются поиском информации, причем самостоятельно, а их ответы и предположения иногда перерастают в горячие дискуссии. Решая подобные ситуации, мы преодолеваем проблему «бузины в огороде и дядьки в Киеве».  В таком живом личностно-ориентированном процессе диалога наш неспокойный лирик научается слушать и слышать.  И вновь речь идет о формировании коммуникативных УУД.

Большие возможности для расширения воспитательно-образовательной деятельности учащихся обеспечивает сегодня применение информационно - коммуникационных технологий, которые являются универсальными и относятся к обеим рассмотренным нами стратегиям.

Подведу итог, посредством организации диагностического среза мы получили информацию о положительной динамике формирования УУД у воспитанников гуманитарного отделения. Наиболее выражена динамика познавательных УУД, мы предполагаем, что связано это с формированием у гимназистов целостного представления о мире в условиях интеграции предметов естественного и гуманитарного циклов, посредством выбора технологий обучения, направленных на мотивацию активной познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, следуя стратегиям обогащения и проблематизации обучения физике лириков, мы формируем у гуманитариев представление о физике как о междисциплинарном научном пространстве, как о части мировой культуры, представление о физике как о факторе развития человеческой цивилизации. 

«Фюзис» в переводе с греческого означает «природа». Перефразируя Беллу Ахмадулину, я очень надеюсь, что «природа, прислонясь к … плечам» моих гимназистов, «объявит свои детские секреты».   

          И я познаю мудрость и печаль,

          свой тайный смысл доверят мне предметы.

          Природа, прислонясь к моим плечам,

          объявит свои детские секреты

                              Б. Ахмадулина «По улице моей…»

Опубликовано: 28.09.2016