Формирование читательской самостоятельности как важнейшее звено в системе начального образования

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Пантеева Алёна Эдуардовна

Организация: ОмГПУ

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Значение чтения и книги как средства образования в воспитания и развития человека общеизвестно. Известные мыслители, учёные, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний думающего и умственно развитого человека. Чтобы чтение было эффективным, важно научить обучающихся умению пользоваться книгой. Уметь читать в широком смысле слова - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К.Д. Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное» [17]. Сформировать сознательного читателя – сложная задача, стоящая перед начальной школой.

На данный момент существует несколько трактовок понятия читательской самостоятельности. Ушинский К. Д. понимал под читательской самостоятельностью способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его. Рубакин Н. отмечает её, как личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью [1].

Светловская Н. тоже понимает читательскую самостоятельность как личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан [10].

Этапы формирования читательской самостоятельности не зависят от возраста детей, но зависят от уровня их общей готовности к обучению, в частности от уровня овладения грамотой, техникой чтения, умением слушать, воспринимать и воссоздавать прочитанное произведение в своём воображении, от знания детьми адресованных им книг. Н.Н. Свеловская выделяет следующие этапы формирования самостоятельной читательской деятельности младших школьников: подготовительный, начальный, основной [19].

Каждый этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, видами библиотечно-библиографической помощью, структурой занятия или урока, организацией «уголка чтения».

Комплекс умений и навыков, который в школе называют «техникой чтения», «навыком чтения», состоит из темпа или скорости чтения, выразительности, правильности, осознанности чтения, способа чтения. Навык – умение, достигшее автоматизма и выполняемое без особого напряжения умственно-контролирующего порядка [2].

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется как умение и посредством упражнений превращается в навык, осуществляется автоматически или полуавтоматически. Навык чтения складывается из двух сторон - смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне – пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения [6].

Осмысленность чтения - понимание фактического содержания читаемого текста. Это понимание:

- значений большей части употребляемых в тексте слов, как в их прямом, так и в переносном смысле;

- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

- предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, глав, эпизодов) и смысла этих частей;

- основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание содержания и своего отношения к прочитанному.

В образовательной системе «Школа 2100» на уроках литературного чтения ведущей технологией является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

3. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

2. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

3. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

4. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

5. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

6. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

7. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы) [20].

Таким образом, формирование читательской самостоятельности является одним из важнейших направлений на этапе обучения в начальной школе. Как любой процесс, формирование самостоятельной читательской деятельности невозможно развить в один момент. Свеловская Н. Н. выделяет три этапа, каждый из которых отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, видами библиотечно-библиографической помощью, структурой занятия или урока, организацией «уголка чтения».

 

 

Список литературы:

1. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: практическая методика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов: Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. - М. : Academia, 2001. - 288 с.

2. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие / Н.Н. Светловская, Т. С. Пичерол. - М.: Академия, 2001. - 248с.

3. Менькова, Т. Т. Этапы формирования читательской самостоятельности // Формирование читательской самостоятельности на уроках чтения в начальных классах. - Сураж, 2009. – С. 20-27

Опубликовано: 25.07.2016