Возможности театрализованной игры в процессе развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Матусевич Татьяна Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №110»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Воображение ребенка формируется в игре. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры.

В.В. Абраменкова считает, что вместе с развитием и обогащением отдельных ролей развиваются и отдельные сюжеты детских игр, то есть те области действительности, которые отражаются в играх. [1,с.26] Первоначально малыши воспроизводят бытовые сюжеты: кормление, одевание, приготовление обеда. Затем появляются производственные сюжеты: игры в шофера, доктора, строителя, а в конце дошкольного возраста возникают игры с общественно-политическими сюжетами: в войну, в космонавтов и т.п.

В ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребенка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его герой в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества; именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно. Л.С.Выготский писал об игре: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». [4,с.93]

Ближе всего к детскому творчеству стоит детское театральное творчество, или драматизация, которая представляет самый чистый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Драматическая форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желаний взрослого. С точки зрения А.Я.Дудецкого, внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребенком в подражании. [5,с.72] Для неосознанных душевных движений силою инстинкта и воображения ребенок создает те положения и обстановку, которых не дает ему жизнь. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. В драматической форме складывается полный круг воображения, о котором говорилось выше. Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную. Стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной игры. По мнению Л.Ю.Субботиной, игру можно рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, – его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего напряжения в то же время его психики. [12,с.164]

Л.С.Выготский отмечает, что игровое употребление предметов (замещение) – важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля. [4,с.96] Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира (М.П. Короленко, А.Р. Лурия, М.М. Нудельман). Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т.е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.

Д.Б. Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры: при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли взрослого или персонажа, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих ее социальную суть. [13,с.105]

Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребенка отделяется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театрализованной игре – кукла или костюм. В этом заключается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышлением, оторванным от «реальной ситуации» (Л.С Выготский).

Таким образом, в театрализованной игре принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается с помощью различных символических средств (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.).

Л.В. Артемова все театрализованные игры делит на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. [2,с.18]

Режиссерская игра – это разновидность детской игры, в ходе которой ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал.

Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, старший дошкольник легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

По мнению Е.В.Мигуновой, режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля. [7,с.27]

Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу.

Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети пятого-шестого года жизни могут использовать в играх предметы-заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая – зайчиком; кусок серой ткани – волком и т.д.

Третье сходство с режиссерской работой, отмечает Е.В.Мигунова, заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене». [7,с.28]

Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Режиссерская игра детей старшего дошкольного возраста предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы. Сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.

По мнению ЕСоловьевой, режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. [11,с.11] Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности.

Лучшая режиссерская игра в старшей группе – это кукольный театр, в котором ребенок сможет дать волю своему воображению и показать настоящее представление своим сверстникам.

В.С. Мухина рекомендует самодельный кукольный театр. [8,с.28] Можно смастерить небольшую сцену с декорациями, сшить или сделать из подручных материалов кукол и сочинять сказки вместе с детьми. Игры с самодельными куклами дают детям возможность воображать настроение куклы, ее костюм, придумывать ей окружение, что способствует развитию воображения у детей 5 – 6 лет.

Для начала можно воспитателю самому показывать коротенькие знакомые сказки для дошкольников, добавляя новые неизвестные сцены. Можно в известной сказке менять концовки или каждый раз спрашивать, как поступить персонажу в том или другом случае. И результат не заставит себя долго ждать – дети с удовольствием начнут сочинять сказки самостоятельно, что, несомненно, приведет к развитию воображения.

Е.О. Смирнова считает, что в режиссерских играх ребенок не является действующим лицом, но он придумывает персонажи и сюжет. Здесь акцент делается на вербальных средствах выразительности, пантомимика ребенка ограничена, так как он манипулирует с неподвижной или малоподвижной игрушкой. [10,с.163] Более активен старший дошкольник в играх-драматизациях, которые представляют собой разновидность театрализованной игры, в которой есть содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.  Ребенок играет сам, вкладывая в образ своего героя те черты, которые, на его взгляд, являются главными. При этом ребенок использует все возможные средства выразительности – как вербальные, так и невербальные.

Игры-драматизации имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. 

Своеобразие игр-драматизаций, по мнению исследователей Л.В.Артемовой, Д.В. Менджерицкой, Н.А.Реуцкой, определяется сюжетом, заранее придуманным автором литературного произведения. [2,с.49] От содержания драматизируемого произведения зависит состав участников игры, слова, которые они произносят, последовательность происходящих событий, создание определенных декораций, атрибутов, подбор музыкального сопровождения. Действия, воспроизводимые детьми в игре-драматизации более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. когда дети разыгрывают какую-нибудь знакомую сказку. В этом случае, отмечает О.К.Васильева, возникает необходимость представить себе чудесную сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев сказки. [3,с.49] Не просто слушание сказки, а живое соучастие, содействие героям будит все творческие силы ребенка, его фантазию. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их – движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского воображения при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов.

С точки зрения М.Д. Маханевой, настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей: текст произведения – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. [6,с.19]

Театральные этюды также развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Для начала детям предлагается разыгрывать этюды с воображаемыми предметами: мыть руки, наматывать клубок, лепить пирожки и т.д. Постепенно задача усложняется: вводятся этюды с импровизированным текстом: попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»); разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого); по-разному выразить гнев как медвежонок, медведь и медведица (сказка Л.Толстого «Три медведя»).

Игра-импровизация дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему. Игра-импровизация – это история, «рассказываемая» всеми участниками занятия в действии: пластике, пении, характерных движениях, повторяемых за ведущим; такая игра не требует распределения ролей и репетиций.

Т.И. Петрова предлагает импровизировать на тему знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. [9,с.37]

Например, воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости, времени до их прихода остается мало, нужно придумать, какую сказку показать гостям. 

Дети рассматривают иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и другие. Все эти сказки знакомы детям и гостям.

Воспитатель предлагает выбрать главных героев этих сказок и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу, организуется деятельность детей по работе над спектаклем, который потом показывается гостям.

Итак, в старшем дошкольном детстве следует уделять особое внимание развитию воображения средствами театрализованной игры.

 

 

Литература

 

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? // Современный ребенок в игровой цивилизации. – М.: Данилов благовестник. - 2001. – 144 с.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  3. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. – СПб.: Детство. - 2003. – 144 с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М.: Просвещение, 1967. – 264 с.
  5. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. –Смоленск, 1974. – 128 с.
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  7. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  8. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. – 1997. - № 5. – С. 28 – 34.
  9. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.  – М.: Школьная пресса, 2001. – 128 с.
  10. Смирнова Е.О., Абдуллаева Е.А., Коркина А., Рябкова И. Во что играют наши дети: игры и игрушки в зеркале психологии. - М.: ЛомоносовЪ. - 2009. – 220 с.
  11. Соловьева Е. Мне нравится в нее играть // Игра и дети. – 2002. - № 2. –С. 11-14.
  12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 235 с.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. – 244 с.

 

Опубликовано: 04.05.2016