Развитие звуковой культуры речи у дошкольников

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Лапина Наталья Владимировна

Организация: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ДС «Солнышко»

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Стройкерамика

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15–20% детей поступают в школу с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, пение птиц и т.д. Но из всех звуков малыш воспринимает лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Прежде чем ребёнок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобрения, но произнести их ласково, он будет улыбаться. И наоборот, ласковые слова, произнесённые сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытается повторить их. Он начинает слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития всех психических процессов, в том числе и речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

Воспитание звуковой культуры речи включает в себя формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (логические паузы, ударения, темп, ритм речи)Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Младшая группа.

В младшей группе ведущей линией развития речи детей 3-4 лет является работа по обучению правильному звукопроизношению. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, дудочка дудит «ду-ду», а колокольчик звенит «динь-динь». Таким образом, закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

Дикция отрабатывается с помощью чистоговорок, потешек, поговорок, фраз, содержащих определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнений на договаривание слогов. Называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).

Также необходимо уделять внимание воспитанию интонационного темпа речи. Иле голоса, поскольку здесь заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводятся игры «Узнай по голосу», «Чей голос?». В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим и тонким).

В этом возрасте нужно научить детей отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании. Детям предлагаются чистоговорки, фразы из стихотворений; они произносят их с разной силой голоса, меняют интонацию.

Средняя группа.

В средней группе работа по воспитанию звуковой культуры речи включает, как и в младшей группе, формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата. Речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

В этом возрасте дети могут подобрать слова на заданный звук. Устанавливать наличие или отсутствие звука в слове, подбирают игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Дети учатся в играх-инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения используются чистоговорки, потешки, считалки, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе.

Старшая группа.

Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонематической стороны речи и правильному произношению всех звуков являются дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной выразительной речи.

Дети могут уже подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.              

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе совершенствуется звукопроизношение. Особое внимание уделяется  дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких).

У детей седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова – умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, ударение. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи и правильно применять в зависимости от ситуации все характеристики речи развивается как в специальных упражнениях, так и при составлении любого высказывания.

В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека. Ребёнок не только умеет излагать свои мысли логично, выразительно, но и приобретает умение сопереживать литературным героям, чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он научается правильно произносить слова, строить предложения, осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение. Все это необходимо для успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

Литература

1. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М., «Просвещение», 1976.

Опубликовано: 08.03.2019